Пятого ноября отмечается День рассматривания старых фотографий.
Интересный праздник, но скоро канет в лету, так как рассматривать будет нечего.
Думаю, что мы последнее поколение, которое печатало фотографии на бумаге. Сейчас все в цифровом формате, а значит память исчезнет уже для последующего поколения.
Достала альбом со старинными фотографиями. Кстати, второй раз за две недели. В прошлое воскресенье внучка записывала видеоролик о семейном музее фотографии для участия в конкурсе. И я, послушав ее рассказ, захотела еще раз заглянуть в самый старый семейный альбом.
Предполагаю, что он родом из девятнадцатого века.
Тысячу раз был прав Пушкин, сказавший: «Мы ленивы и нелюбопытны». Это действительно так. Как много уходит в забвение!
Листаю старинный альбом, разглядываю фотографии. На одной из них – семейство: отец, мать, три мальчика-погодка.
На обратной стороне дарственная надпись: «Брату Феде от Кости с семейством, 1906 год». Федя – это мой прадедушка. Получается, что все эти ребята - двоюродные братья моей бабушки, ее ровесники.
Почему же бабушка никогда с ними не встречалась? Почему я он них ничего не знала? Были ли они живы, когда я родилась? Сейчас этого уже никто не расскажет.
В год моего рождения бабушке было всего пятьдесят семь лет. Она много мной занималась. Много чего рассказывала, но о родственниках второго круга – никогда и ничего.
Но ведь и у меня не возникало желания спросить, хотя этот альбом я помню с детства.
А вот и фото того самого «брата Кости», подписанное племянником. Датировано двадцать седьмым годом. Значит. В это время какая-то связь между ними еще была.
А этих двух девочек я знаю. Справа – моя бабушка, Антонина Павловская, а слева, если я не ошибаюсь, ее подружка, Шура Раздобурдина. Про нее мне бабушка рассказывала.
Листаю дальше. Кто эта красивая пара, так похожая на родителей Александра Блока? Подписи с обратной стороны нет. Очень жаль. Но внучка раскопала, что фотография была сделана в 1884 году, когда знаменитый московский фотограф Ярослав Пекарский приезжал в Вытегру.
Бравый военный подарил свое фото «Глубокоуважаемому Федору Александровичу Павловскому». Почерк у него, как у заправского писаря. Дата 1915 год.
На фотографии обязательно стояла фамилия фотографа. Сейчас это называют брендом, а раньше – просто высочайшей ответственностью за свою работу.
В моем альбоме есть фотографии Якова Лейцингера (Архангельск),
Александры Ефремовой (Архангельск, Соломбала), Карла Югансона (Петрозаводск),
Альберта Матисена (Архангельск).
Внучка, прочитав надпись на обороте фотографии, спросила, кем был ее пра-пра-прадедушка, и почему у него были воспитанники.
Знаю, что был бухгалтером. Слово "воспитанники" от бабушки слышала не раз и вдруг отчетливо его вспомнила. А дальше память обрывается...
Задала вопрос его дочери, сестре моей бабушки, которая до сих пор жива. Сейчас ей девяносто четыре года, она не помнит. А почему бы было не спросить ее об этом хотя бы лет двадцать назад? Но история не имеет сослагательного наклонения.
Рассматривайте фотографии в старых альбомах, задавайте вопросы, пока еще можно задать.
Память позволяет не рваться связи времен.