Найти тему
Параллели истории

Три митрополита хорошо, а один лучше

Оглавление

Вдогонку к предыдущей статье о забавных параллелях с "чехардой" в нашей митрополии и разделении папского престола. Решил разобраться, с какого перепуга у нас на одной митрополии по два, а то и по три митрополита сиживали. Не сами же они себя на митрополию сажали. У митрополитов "начальство" есть. Ну, как у кардиналов Римский папа, так в восточной части христианской вселенной - патриарх Константинопольский. Я конечно XIV век имею в виду.

Итак, эпизод первый. Митрополит Пётр.

Предшественник Петра, митрополит Максим, после разгрома Киева ханом Тохтой, перенёс "седалище" (это не сатира или ирония, а название митрополичьей резиденции) в Брянск, а потом и во Владимир. Тот, который Владимир-на-Клязьме, Великое Владимирское княжество. Местного епископа перебросили на новое место работы, в Ростов. Почему митрополия переехала на север? А потому что Даниил Галицкий, борцун с боярами, захотев перехитрить всех, перехитрил сам себя. Завёл "шашни" с папой римским, вот его ставленник и "дружбан", митрополит Кирилл (предшественник уже Максима, как из далека приходится заходить) зачастил к Александру Невскому. И в этом самом Владимире частенько "зависал". А так как Александр от папы титулов не принимал, с дальнейшими поползновениями к унии или, вообще, к переходу в католичество, то понятно на чьей стороне симпатии православного митрополита.

Александр Невский принимает папских легатов.
Александр Невский принимает папских легатов.

Даниил-то ошибку свою понял, но поезд уже ушёл, как говорится. Теперь про Петра. Князь Юрий Галицкий, внук Даниила, после того, как митрополит Максим перебрался во Владимир, "продавил" в Константинополе Галицкую митрополию. Митрополит-то нужен, а он черте где сидит. Я так понимаю, занесли "кому надо" и, voilá, новенькая митрополия. Не очень конечно хорошо для единства церкви, но деньги... Сначала на митрополии сидел Нифонт, а после его смерти, Галицкий князь выдвинул кандидатуру Петра. Во Владимире умирает митрополит Максим, и Тверской князь посылает в Константинополь на утверждение своего "человечка", Геронтия. Но патриарх Константинопольский Афанасий ставит Петра митрополитом Киевским и Всея Руси, оставляя Галицкую митрополию "пустой". Почему так? А потому, что Афанасий был ярым противником унии и "кукиш" показал внуку Даниила Галицкого, борясь за недопущение папства на западные княжества Руси. Пётр Киев конечно "посетил", но, как и предшественник, укатил от Галицкого князя во Владимир.

-2

Тверской князь несколько "расстроился и выказал видимо своё "недовольство" новому митрополиту. Так Пётр стал "симпатизировать" противнику Тверского князя, князю Московскому - Юрию Даниловичу, а потом и его брату, Калите 😜 Тогда тверской епископ, с подачи Михаила Тверского, обвинил митрополита в торговле должностями. Наябедничали патриарху и даже собрали суд, на котором Пётр "с блеском" оправдался. Несмотря на то, что патриарх прислал осуждение "нехороших" дел митрополита Петра. Ну тут дело такое... Что там патриарху наплёл посланник тверского епископа мы не знаем, может быть, что и кровь христианских младенцев Пётр пьёт, поневоле осудишь такое. Пётр ответил поездкой в Орду к хану Узбеку, который митрополиту выдал новый, "самый окончательный, фактический. Настоящий! Броня!" ярлык.

-3

А потом, задружившись с Калитой, переехал в Москву. Для равновесия 🤣 что бы Тверской князь, ставший Великим Владимирским, сильно не задавался. Перенесёмся в Константинополь. Время для православной церкви было непростое. Тут и междоусобная война Византийских императоров. И постоянное давление на империю турок. В общем, перефразируя маршала Тривульцио, можно сказать - для более-менее сносного существования нужны были три вещи, деньги, деньги и опять деньги. Да и император, как и патриарх, думаю, тоже от дензнаков не отказывался. А тут такой случай подвернулся. Литва понемногу расползается на восток, подминая русские княжества. Гедимину Витеньевичу не совсем "удобно" подчинение вновь приобретённых земель митрополиту, который в Москве находится. В общем, звёзды сошлись и была образована Литовская митрополия во главе с митрополитом Феофилом, "подхватившим" епархии "пустующей" Галицкой митрополии. Который тут же "бросился" колесить по Русским княжествам с мешком подарков кому надо, в рамках продвижения себя на митрополию Киевскую и Всея Руси. Это когда единый митрополит сидит в Москве, не очень хорошо, даже совсем не хорошо и нужна еще одна митрополия. А когда в Новогрудке, это ж совсем другой коленкор. Но Гедимин Витеньевич стал совершать те же ошибки, что и Даниил Романович, а именно, заигрывать с папой. Спохватившись, Константинопольский патриарх, после смерти митрополита Петра, прислал нового - Феогноста.

Эпизод второй. Митрополит Феогност.

Император Константинопольский Андроник II, если очень кратко, вел "переговоры" об унии, очень власть терять не хотелось. Патриарх Исайя был, мягко говоря против, за что и с патриаршества слетел.

-4

Но тут в борьбу вступил внук императора, тоже Андроник, и дедушку поставил на место, приняв империю под именем Андроник III. Патриарх снова оказался на патриаршестве. И как противник католичества, прислал на Русь "своего" митрополита - Феогноста, дабы тот эти литовские поползновения пресёк. Да и на Галицкую митрополию был поставлен митрополит, сначала Гавриил, а потом Феодор, что бы Феофил там не "рулил". Вот что выгодно отличало церковную власть от княжеской и даже Великокняжеской в то время? Ответ простой. Власть митрополита, в нашем случае Киевского и Всея Руси, территориально гораздо больше власти князя. Можно, грубо, провести такую параллель, митрополит=Великий князь, епископы=князья. Но! У митрополита есть власть ставить своих, лояльных ему, епископов на кафедру в городе другого князя и через него продавливать выгодную ему линию. А так как митрополит, уже второй по счёту, прочно "сидит" в Москве, то понятно чью линию он гнёт. Феогност стал митрополитом в 1328 году, "параллельный" митрополит Литовский Феофил умер через год. И умница Феогност, под предлогом того, что христиан в Литве маловато, заявил, что одного митрополита на всех хватит с избытком. И до смерти Феогноста в 1353 году кафедра митрополита литовского пустовала. В 1347 году новый император Иоанн Кантакузин, после победы в гражданской войне, потребовал, что бы епископы "всех" митрополий подчинились Феогносту. Галицкий митрополит Феодор был вызван в Константинополь для "показательной порки". Вот, вроде бы, власть митрополита Киевского и Всея Руси стала единоличной. Но продолжалось это недолго.

Эпизод третий. Митрополит Алексий.

После смерти Феогноста, на митрополию был возведён Алексий. Специально под него была восстановлена Владимирская епархия, где Алексий стал епископом. Следующий, логичный шаг - митрополия, так как Владимирская епархия главная. В Константинополь послали посольство, для выяснения "условий" утверждения "правильного" митрополита. Посольство приняли благосклонно. Патриархат прекрасно помнил какие деньжищи отвалил Московский князь за возможность жениться в третий раз при живой второй жене. Кому интересно, можно ознакомиться с этой историей здесь. Так что предполагали, что и тут будет возможность поживиться. Алексия утвердили. Незадолго до этого, еще при жизни Феогноста, Ольгерд Гедеминович князь Литовский, тоже "озаботился" проблемами митрополии и послал в Константинополь своего протеже - Феодорита. Но, то ли занесли не много, то ли правительство Кантакузина продолжало гнуть линию на единоначалие, Феодориту не подфартило. Тогда был выбран план "Б". Митрополию получили у Тырновского патриарха (В Болгарии была независимая церковь, со своим патриархом) Каким боком Тырновский патриарх распоряжался Константинопольскими "дойными коровами"? А там сидели сторонники "параллельного" Константинопольского императора, вот таким. Точно не известно, какой "титул" был у Феодорита. Может Литовский митрополит, а может и Всея Руси. Новгородский архиепископ попробовал было сделать движение "в сторону" нового начальника. Понятна теперь вся "движуха и пляски с бубнами" вокруг Новгорода у Московских князей. Но Константинопольский патриарх утвердил Алексия и погрозил пальчиком Новгородскому владыке. Но Ольгерд не угомонился и, после Феодорита, был выдвинут Роман. Которого тоже утвердил Константинопольский патриарх. Вы спросите, что за раздвоение случилось у патриарха? А это два разных патриарха в один и тот же момент. Просто в Империи идёт борьба за трон между Кантакузинами и Палеологами. Углубляться в события не стану, очень длинная статья будет 😉. Достаточно того, что у каждой группировки "свой" патриарх. Так вот, Романа ставил патриарх Каллист, сторонник Палеологов, а Алексия патриарх Филофей, сторонник Кантакузинов. И победил в итоге Иоанн Палеолог. Так что у Ольгерда, как бы "законный" патриарх. Пришлось обеим митрополитам мотаться в Константинополь для выяснения, кто же из них "всамоделишный". Победила в итоге, нет не дружба, а корысть. Для начала оба претендента, поиздержавшись, послали гонцов к Тверскому епископу с требованием денег. Деньги подвезли, достались они скорее всего Алексию. Потому как Ольгерду "продали" митрополита Литовского Романа, а Великому князю Владимирскому и Московскому, митрополита Киевского и Всея Руси Алексия. Ласковый патриарх из двух митрополий сосёт, простите не удержался 😉. Но Ольгерда такое не устроило, не за этим он денег отваливал, а потому, Роман уселся-таки в Киеве, чем крайне раздражал Алексия. Который в Киев даже приезжал, надеясь на месте показать кто тут будет "помитрополитие". Но в Киеве его "приняли", отобрали пожитки и засадили в каталажку. Но Алексию повезло сбежать. Он стал первым Киевским митрополитом, которого в Киеве и "обули". В отместку, Роман съездил с визитом в Тверь. В Константинополь посыпались жалобы и, возможно, намёки на прекращение "вспоможения". Константинополь прислал проверяющих, но они не понадобились, Роман умер. Литовская митрополия свалилась в руки Алексию. Ольгерд попытался продавить нового кандидата, но в Константинополе Каллиста сменил Филофей, ставивший Алексия, так что у Ольгерда не выгорело. В борьбу вступил король польский, Казимир III завоевавший Галич и Волынь. После его слов, что он перекрестит всех православных в католики, если патриарх не утвердит на митрополии его человека, Антония, патриарху пришлось Галицкую митрополию возрождать. Ну тут уж не возразишь, у Алексия ни времени, ни возможностей мотаться на запад не было. Тут же встрепенулся Ольгерд с требованием и ему митрополита поставить. А то, что... Всем можно, а мне нет? А Алексия, по возможности, куда-нибудь деть. Он дескать, слова не держит, шурина моего Мишу, Тверского князя, обманул. Зятьёв моих, князей Нижегородских забижает. И вообще, мало интересуется делами ВКЛ. В Киев не ездит. (Вот только пусть попробует) За ради вашего бога, прислушайтесь многоуважаемый патриарх к моим словам, а то ведь я тоже могу, того... перекрестить всех на фиг.

-5

Пришлось Филофею, скрепя сердце, посылать в Москву проверяющего, некоего Иоанна. Иоанн ничего "незаконного" не обнаружил, а, скорее всего обнаружил звонкую монету у себя в карманах. Ольгерд не унимался и на Русь поехал иеромонах Киприан.

Эпизод четвёртый. Митрополит Киприан.

Мужчина обладал выдающимися дипломатическими способностями и не "видел препятствий" в деле продвижения себя по карьерной лестнице. Покатавшись с Алексием по его епархиям, заведя знакомство с Сергием и Дионисием, Киприан "осел" у Ольгерда. А уж там-то он развернулся. В Константинополь полетела "ябеда" на Алексия, и просьба Ольгерда поставить на митрополию его, Киприана. В этот раз Ольгерд, видимо, более убедительно показал и пряник, и кнут. Филофей, рассудив, что какая разница кто объединит митрополию, утвердил Киприана митрополитом Литовским и Малой Руси с оговоркой, что после смерти Алексия он останется единственным митрополитом и в литовских и в русских епархиях. И всё, отстаньте уже от меня. Через год, в результате очередного переворота, Филофей, не без помощи генуэзцев, был с патриаршества снят и умер в тюрьме. Императором стал Андроник IV Палеолог. Если копнуть глубже, то за Андроника "топили" генуэзцы, а за свергнутого Иоанна V, папу-соправителя, венецианцы. (а теперь вспомним как Мамай передал с Некоматом Сурожанином, определённо генуэзцем, ярлык на Великое княжение Тверскому князю. Тверской князь, брат жены Ольгерда. Ольгерд с Москвой на ножах. Киприан ставленник Ольгерда. Вот такая цепочка образовалась.) Но "нагнуть" Алексия у Киприана не получилось. Зато получилось "подмять" митрополита Галицкого, Антония. Есть сведения, что Киприан поставил епископа во Владимире-на Волыни. Тем временем на патриаршем престоле сел Макарий, человек императора Андроника. Умирает митрополит Алексий и, вроде бы, самое время Киприану садиться на митрополию. Он даже "примерился", но Дмитрий, еще не Донской, испытывал к нему "такую неприязнь, что аж кушать не мог." Киприана развернули и "дали пинка" с советом возвращаться в свою Литву. Обозлённый Киприан проклял всех и вся и уехал не солоно хлебавши. Вообще, положение Киприана резко ухудшилось. Макарий его ставить на митрополию не собирался. Москва спешно готовила деньги и "князева митрополита" Митяя, для отправки в Константинополь. Пришлось Киприану, в спешном порядке, ехать туда же. Митяй, по дороге, заскочил к Мамаю, где получил ярлык с одобрением на привилегии церкви. Но митрополитом стать ему было не суждено. Неподалёку от Константинополя он умер. Сейчас не будем о причинах смерти, но весь "высший свет русской православной церкви" упирался против поставления на митрополию Митяя "всеми лапами". Вопреки воле князя Дмитрия, в Константинополь буквально "удрал" епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий. "Удрал" со второй попытки. Сначала Дмитрий Иванович Московский его тормознул, но за Дионисия поручился Сергий Радонежский. И, как только внимание князя ослабло, Дионисий ударил по тапкам. Представляете какая "любовь и благорастворение" после этого у Дмитрия Ивановича к Сергию? Тем временем в Константинополе вновь меняется власть. В столицу вновь вошел Иоанн V, а Андроник сбежал. Что делается с патриархом Макарием? Правильно, сдаётся в утиль. Киприан деятельно помогает в этом, надеясь митрополию Всея Руси все-таки получить. На патриарший престол становится Нил Керамевс. А наши претенденты в количестве трёх, вместо Митяя, после "бурных дебатов", вписали одного из сопровождающих, Пимена, собрались в Константинополе. Рассмотрим шансы каждого из них. Киприан - уже вроде как "давно утверждённый" митрополит, но, Ольгерд умер, в Литве идёт борьба за власть, с деньгами терпимо. С Литовской митрополии копеечка же капает. Дионисий - прибежал против воли князя, с деньгами так себе. Ну и Пимен - по бумагам всё нормально, подпись, печать. Денег куры не клюют, князь, не зная, обеспечил. По деньгам, думаю, паритет с Киприаном, но у Московского князя кредитная история лучше, чем Пимен и пользовался. И в соответствии с чем "призовые места" распределились? Понятно же с чем... Пимен получает первое место митрополию Киевскую и Всея Руси. Киприан остаётся на втором митрополитом Литовским и Малой Руси. Дионисию достаётся третье место сан архиепископа. "Олимпиада" закончена, все разъезжаются по домам. Наступают суровые будни. Вновь испечённого митрополита Пимена, несколько обалдевший от такой инициативы Дмитрий Иванович Московский, отправляет прямиком в Чухлому, подумать о своём поведении.

-6

Думаю, объяснять, что Чухлома, это не элитный посёлок для церковной Creme De La Creme, объяснять не надо. Хитрый Дионисий заручился поддержкой патриарха. Бумагой, где говорилось, что Дионисий совершенно не такой. А, напротив, митрополии не искал, приезжал просто проведать. Пришлось терпеть Киприана, но опять же, недолго. В 1382 году Тохтамыш сжёг Москву, Киприан "отсиделся" в Твери, Дмитрий, теперь уже Донской, вновь его прогоняет и на митрополию вызывается, "хорошо подумавший" в Чухломе, Пимен. Но проходит несколько месяцев, и Московский князь Пимена "смещает" и посылает в Константинополь за митрополией Дионисия.

-7

Думается мне, Пимен с выплатами по кредиту не справлялся, вот кредиторы к поручителю, Дмитрию Ивановичу, и пришли. Патриарх Нил прислал в Москву двух митрополитов, которые разобрав дело, Пимена сана лишили. Дионисий становится митрополитом, но по дороге домой его останавливает в Киеве Владимир Ольгердович, раз уж Киевский, так здесь и сиди... Киприана тоже вызывают в Константинополь, разбирать его дела, видно не всё ладно у него было с патриархом. Митрополит Дионисий умирает в Киеве в 1385 году, Киприан сидит в Константинополе. Деваться некуда, "снятый с должности" Пимен продолжает исполнять обязанности. В 1387 году Киприан "находит" прекрасный способ вновь втереться в доверие к Московскому князю. Из Орды бежит Василий, сын Донского, а Киприан его "прикрывает" и везёт в Москву через Литву, попутно решая политические дела. В следующем году патриарх Нил умирает и Дмитрий Иванович выталкивает Пимена в Константинополь, что-то решать уже по долгам.

-8

Ушлые кредиторы его ловят и сажают в застенки. Еле-еле Пимен откупился. Вернуться в Москву ему уже не пришлось. Происходят еще два события, которые Киприана делают-таки митрополитом Киевским и Всея Руси. Патриархом становится Антоний IV, к Киприану относившийся более чем лояльно и умирает Дмитрий Донской, Киприана недолюбливающий. Всё, конкурентов нет, собор подтверждает единство митрополии и Киприана во главе её до конца своей жизни. Ну, пожалуй, на этом можно остановиться.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться