Оборудование с неопределенным сроком службы
Точное количество российских и советских танков, находящихся в настоящее время на длительном хранении, неизвестно. Есть только данные двух-трехлетней давности, согласно которым на хранении находится около 2 800 Т-55, 1 600 Т-62, 7 500 Т-72 и более 3 000 Т-80. Также имеется около 2 200-2 300 танков серии Т-64. Впечатляющая армада, не так ли? Конечно, если каждый бак находится в надлежащем состоянии.
Судьба этих машин в российском тылу сложилась иначе. Машины серий Т-72 и Т-80 должны ремонтироваться и модернизироваться на танкоремонтных заводах. Сообщается, что в Раменском и Каменск-Шахтинском будут построены два новых завода по ремонту танков. Т-80БВ уже был замечен в Украине и, вероятно, прибыл туда с длительного хранения. История машин серии Т-62 типична: некоторые из них уже присутствуют в Украине, и им даже удалось получить защиту для установленной на крыше башни для боеприпасов. По последним данным, на 103-м заводе бронетанковой техники будет модернизировано не менее восьмисот танков. Это займет около трех лет.
Некоторые аналитики и комментаторы считают, что Т-62, оснащенный тепловизионными камерами и другим оборудованием, может заменить БМП-3. Считается, что он имеет пушки большего калибра и лучшую защиту. Однако слишком упрощенно судить о потенциале боевой машины только на основании толщины брони и внутреннего диаметра пушки. Но это уже другой вопрос. Но сейчас мы попытаемся разгадать загадку, почему танки Т-64, которые гораздо более совершенны, чем Т-62, до сих пор не поступили на вооружение. В основном потому, что на складах хранится гораздо больше резервуаров.
- Какие преимущества будут иметь харьковские танки перед устаревшей серией Т-62? Прежде всего, нет необходимости расширять номенклатуру артиллерии с 115-мм пулями. Т-64 имеет привычный калибр 125 мм и практически полностью совместим с современными танковыми боеприпасами.
Теперь, что касается автоматической подзарядки. Известно, что он был построен по двум причинам. Первый заключался в уменьшении количества членов экипажа на одного человека, что значительно сократило бронированное пространство. Вторая - максимально механизировать и ускорить процесс перезарядки оружия. Именно поэтому Т-64 в любых условиях стрелял стандартные восемь выстрелов в минуту. Предшественник имеет схожую скорострельность, но она напрямую зависит от мастерства и состояния магазина.
Когда танковые подразделения укомплектованы мобилизованными людьми, чем меньше требований к экипажу, тем лучше. Немного арифметики: из двенадцати мобилизованных танковых экипажей Т-64 может иметь четыре экипажа, а Т-62 - только три. Эти расчеты применимы и к бакам более поздних серий.
Сравнение этих двух вышедших из эксплуатации машин ясно показывает, что Т-64, а не Т-62, должен быть предпочтительной машиной на украинском фронте. Еще один аргумент в пользу харьковского автомобиля. Мобилизованные танкисты во время службы по призыву были в некоторой степени знакомы с машинами поколения Т-64, а не Т-62. Следовательно, запоминание навыков происходит гораздо быстрее. Да, Sixty-two намного проще и ломается реже. Но он сложнее в управлении, его эргономика не намного лучше послевоенных машин, и все это отрицательно сказывается на экипаже и боевой эффективности.
Подведем промежуточные итоги. Т-64, естественно, более совершенен, чем Т-62. Харьковский танк имеет комбинированную броню по сравнению с гомогенной броней нижнетагильского танка, калибр и точность пушки выше, танк гораздо динамичнее за счет высокого соотношения мощности и веса - около 18 л.с./т против 15,4 л.с./т. Так почему козырьки Javelin приварены к Т-62?
Где находится Т-64?
Мы не будем утомлять читателя, раскрывая секрет нехватки российских Т-64 в Украине. Это двигатель 5TDF, основное проклятие советского Т-64. Этот уникальный дизельный двигатель был передовым не только в СССР, но и в некоторых западных странах. Давайте немного освежим в памяти знаменитый "чемодан". Двигатель двухтактный с противоположными поршнями и двумя коленчатыми валами. Короче говоря, обратный двигатель Oppo. Эта схема была придумана не в Харькове. Во время Второй мировой войны эти двигатели использовались на немецких тяжелых бомбардировщиках. Во-первых, инженеры отметили большой литраж и небольшую высоту. Конструктор танков Александр Морозов и конструктор двигателей Алексей Чаромский использовали это преимущество. В результате советская армия получила довольно примитивный танк Т-64. Счастье, что в Нижнем Тагиле успели вовремя разработать Т-72 "Урал", иначе неизвестно, каким бы он получился.
Двигатель 5TDF был очень требователен как к водителю, так и к обслуживающему персоналу. "Корпус не выдерживал перегрева, плохо запускался в холодную погоду и был слишком чувствителен к пыли. Кроме того, его было очень сложно обслуживать. По этим параметрам 580-сильный старинный B-55B опережал 5TDF всего на 100 пунктов. У него не было ни нагнетателя, ни турбокомпрессора, ни других прибамбасов (таких как охлаждение выхлопных газов), которые кружили головы гипотетическим моделям. Массовое появление Т-64 в спецоперациях в Украине вызвало бы много ненужных проблем.
Во-первых, мало кто из техников помнит, как обслуживать и ремонтировать "харьковское чудо": машина вышла из строя много лет назад. В случае с двигателем B-55B дело обстоит иначе: он является потомком легендарного B-2. Часто модернизированная, сверхмощная версия этого дизельного двигателя устанавливается на все национальные танки, кроме тех, которые оснащены газовыми турбинами. Так что зампотехи, как говорится, приложили руку к технике, которую они изучали в военных училищах, используя дизельный двигатель V.
Во-вторых, для грузовиков с чемоданами требуются механики, имеющие как минимум офицерское звание. Это оборудование также очень капризно в ежедневном обслуживании. Есть проблемы с запасными частями, которые не производятся в России, и организовать их производство сложно. Необходимые детали и узлы хранятся на складах, как того требуют мобилизационные планы, но см. предыдущий комментарий о нехватке технически подготовленных специалистов в армии. Это, конечно, не охота на депутатов АФУ. Или срочный захват Харьковского завода тяжелого машиностроения, где люди еще помнят, как работать с "чемоданами". Некоторые комментаторы предлагают межвидовой каннибализм и принуждение менее здоровых Т-64 на фронте делиться деталями с более здоровыми. Эта идея уместна только в крайнем случае, когда нет больше запасов и все производство в стране уничтожено. Каннибализм означал бы, что в дополнение к двум или трем танкам, которые будут "съедены", на фронт придется вывести еще один танк. В некоторых случаях в ремонтной зоне каждого танка Т-64 был спрятан неполный донор. Это непозволительная роскошь в военное время.
Естественно, возникает вопрос: как ВСУ относится к потомкам Т-64? Просто потому, что они усердно разрабатывали свои уникальные дизельные двигатели на протяжении последних тридцати лет. А русские танки были законсервированы. Однако это не означает, что они некомпетентны. По памяти я могу привести пример того, как националисты обращались с Т-64А, который был установлен на постаменте перед КПП металлургического комбината имени Ильича. Они даже проехали на нем некоторое время. Это означает, что 5TDF вполне работоспособен, но недолго и не в боевых условиях. То же самое нельзя сказать о более поздних модификациях 6TDF-1, 5TDFM и 5TDFM-1. В этих "двигателях" харьковские инженеры исправили большинство недостатков, хотя и не смогли превзойти российские двигатели по надежности и неприхотливости.
История создания Т-64 и Т-62 для специальных операций ясно показывает, что танк - это гармоничное сочетание всех характеристик, и слабые звенья неизбежно становятся критическими для всей концепции. Устаревший Т-62 умеренно хорош во всех областях: мобильность, броня и огневая мощь. Это танк первого поколения, во всех отношениях равный Sixty-Four. Но когда Т-64 провалился в одной области, весь проект оказался карточным домиком. Будущее, как всегда, зависит от сбалансированной технологии.