Когда я читала о Левитане, меня заинтересовала личность его возлюбленной Софьи Петровны Кувшинниковой. Хочу сегодня рассказать ее историю, мне она кажется интересной.
Такой видел Софью Исаак Левитан.
Софья родилась в 1847 году в Москве. Ее отец Петр Сафонов был чиновником и ценителем литературы и искусства. Поэтому Софья с самого детства поощрялась в занятиях музыкой и живописью, а также участвовала в любительских спектаклях.
Салон Кувшинниковой
Она рано вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, который был значительно старше нее. Вы все его видели на картине Василия Перова «Охотники на привале». Кувшинников — слева.
Кувшинниковы поселились в четырехкомнатной квартире на Хитровке в Доме Остермана, под каланчой пожарной части. И пока Дмитрий Павлович работал, затейница Софья организовала салон, в котором стали собираться люди искусства. В том числе и братья Чеховы.
Про Софью часто пишут, что это была женщина с лицом мулатки и фигурой Афродиты. Но красавицей ее не называли.
Вот что о Софье рассказывал младший брат Чехова Михаил:
«Жил в то время полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников. Он был женат на Софье Петровне. Дмитрий Павлович с утра до вечера исполнял свои служебные обязанности, а Софья Петровна в его отсутствие занималась живописью. Это была не особенно красивая,но интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Всё у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла и на них положены матрацы под коврами. На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети».
А в качестве домашнего питомца у Софьи жил журавль. Пишут, что он ее обожал.
Роман с Левитаном
Когда Софье было 39 лет, Антон Чехов привел в ее салон Левитана, который незадолго до этого пытался покончить жизнь самоубийством. Он был младше Софьи на 13 лет, знаменит и хорош собой.
Софья увлекалась живописью и попросила Левитана дать ей несколько уроков. Вместе они (и еще с художником Алексеем Степановым) стали ездить на этюды в Саввинскую слободу в Подмосковье. А потом на Волгу.
У Исаака и Софьи завязался роман. Окружающие об этом знали. И Дмитрий Павлович тоже знал, но закрывал на это глаза.
Увлечение Софьи живописью было настоящим, искренним. Полистайте галерею ниже, там несколько ее работ. Увидеть некоторые ее картины можно в музее в Плесе.
Роман Кувшинниковой и Левитана длился восемь лет. По утверждению биографа Чехова Рейнфилда, роман продолжался так долго, потому что Софья закрывала глаза на измены возлюбленного.
Но когда ей исполнилось 47 лет, в Левитана влюбилась красавица Анна Турчанинова. И он ушел к ней.
Вот что об этом периоде рассказывает переводчица и драматург Татьяна Щепкина-Куперник:
«После разрыва с Левитаном Софья Петровна как-то вся словно потухла. По-прежнему в ее русской столовой собирались друзья за скромными ужинами, по-прежнему какие-то художники писали с ней этюды летом; были у нее и романы — но все это было уже не то… Воспоминание о Левитане навсегда осталось для нее самым дорогим в жизни, и написанные ею после его смерти страницы о нем — необыкновенно трогательны и прекрасны: она не дала никакой личной обиде вкрасться в свои воспоминания о нем».
Софья пережила и возлюбленного, и мужа. Скончалась в 1907 году, подхватив на этюдах дезентерию.
«Попрыгунья» Чехова
Изначально отношения у Антона Чехова и Софьи были вполне дружеские, хотя он и относился к ней довольно насмешливо. Но что-то пошло не так.
Чехов написал рассказ «Попрыгунья», где прототипами главных героев стали Левитан, Софья и ее муж. Рассказ был воспринят как оскорбление.
Вот что об этом писал Михаил Чехов:
«По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ „Попрыгунья“, в котором вывел всех перечисленных лиц. Смерть Дымова в этом произведении, конечно, придумана. Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых».
Современники Софьи считали, что она не такая поверхностная как чеховская попрыгунья. Кроме нее от Чехова досталось и другим завсегдатаям салона Кувшинниковой: Лаврентию Донскому («певец из оперы»), режиссеру Александру Ленскому («артист из драматического театра»), беллетристу Евгению Гославскому («молодой, но уже известный литератор»), графу Федору Соллогубу («дилетант-иллюстратор и виньетист»).
В общем выходка Чехова была злой, некрасивой. Левитан не разговаривал с Чеховым три года, Ленский — восемь лет. С Кувшинниковой общение прекратилось навсегда.
Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)