Найти тему
Memento mori

Вологодское (Кузнечевское) кладбище, Архангельск

Этот старый некрополь с недавних пор начали официально называть Вологодским (видимо, потому, что в кладбище упирается Вологодская улица). Причины переименования не понятны, ведь предыдущие 200 лет жители знали это место под названием Кузнечевское кладбище. Когда-то Кузнечихой называли не только реку, огибающую эту часть города, но и ее высокий берег, а со временем и всю северную часть тогда молодого Архангельска - Кузнечевскую слободу.

И хотя везде пишут, что кладбище появилось в начале XIX века, - я с удивлением обнаружила его на карте 1780 года, которую составил Козьма Стефанович Молчанов, писатель и исследователь Архангельского края. Только с названием... Немецкое кладбище. Скорее всего, изначально оно появилось как место захоронения людей с католическим вероисповеданием, как например Введенское в Москве, тоже когда-то называвшееся Немецким.

А на плане города начала XIX века - уже Кузнечевское, да вдобавок с отдельными участками под разные конфессии. Многоконфессиальным кладбище осталось до сих пор, и теперь находится практически в центре разросшегося города.

Двести лет на кладбище хоронили ученых, купцов, писателей, моряков и путешественников. Как и любой порт, город принимал в свою землю и иностранцев - их могилы нынче выглядят как никому ненужный мусор.

Сейчас кладбище официально считается закрытым (с 1977 года), но вроде как разрешены родственные захоронения. По ощущениям - администрация попросту прореживает старые захоронения и продает места всем желающим заплатить денюжку.

В целом некрополь запущен, зарос и, к сожалению, выглядит как и любое старое кладбище нашей страны - никому не нужным. В порядок приведены лишь воинские мемориалы - прежде всего, это мемориал в память о погибших в годы Второй Мировой войны.

Кроме того, при кладбище имеется мемориалы в память о войнах ХХ века (Афган, Чечня), мемориал в память о ликвидаторах Чернобыльской аварии и даже Кладбище английских моряков - место, где хоронили иностранных моряков (не только англичан) - жертв интервенции 1918-1919 годов.

Подходить ближе к части объектов комплекса не стала - там на лавочках распивали какие-то типы маргинального вида, а я на неприятности в чужом городе как-то не готова нарываться))

Очень грустный мемориальный комплекс. Но хорошо, что он есть: не часто встретишь память о тех, кто погиб где-то еще кроме полей Великой Отечественной. А с другой стороны часовни растет новый мемориал, со свежими еловыми венками...

Но вернемся в кладбищенские пределы.

В густых зарослях находится еще один мемориал, изумивший меня великолепным барельефом (скульптор Михаил Алещенко, приложивший руку и к созданию Мамаева кургана, архитектор Михаил Насекин).

Это Памятник Жертвам интервенции 1918 -1920, или Стена Коммунаров.
В ночь на 1 мая 1919 года на месте установки памятника расстреляли 11 участников подпольной большевистской организации города. Памятник открыли в 1958 году.

Небольшое отступление: на набережной Архангельска установлен еще и обелиск в память о жертвах интервенции по проекту архитектора Вадима Кибирева, на месте братской могилы еще 49 человек. Торжественное захоронение их состоялось 9 мая 1920 года.

2 августа 1918 года в город высадилось 9-тысячное войско Антанты, которые выступили сторонниками белого движения и помогли удерживать город в руках белогвардейцев, в то время как большевики ушли в подполье или организовались в партизанские отряды. Но уже через год, в сентябре 1919, войска интервентов были выведены из города, а в Архангельске установилась советская власть.

Обелиск в память жертв интервенции
Обелиск в память жертв интервенции

Рядом с братской могилой находятся две могилы: позже были похоронены П.П. Рассказов, писатель и революционер, автор книги "Записки заключенного" (1922г.), и О. Валюшис, латыш, участник подполья (1933г.)

Возможно я слишком углубляюсь в события 100-летней давности, но про более поздние и так все знают, а вот о чем-то раннем хочется написать подробнее.

Давайте вернемся на дорожки Кузнечевского кладбища, многие их которых даже не дорожки, а деревянные мостки, - некрополь регулярно подтопляет. Прежде всего меня поразили формы надгробий и атрибутики - в центральной России такого не встретишь.

По кадрам видно, насколько все заросло. То тут, то там среди многолетних зарослей высятся новые кресты из черного гранита, - а рядом валяются отброшенные за ненужностью остатки предыдущих надгробий с этого места.

Не обойду мимо хоть несколько имен тех людей, кто здесь упокоился:
- физик и ученый Борис Розинг, изобретатель телевидения
- ненецкий художник и сказитель Тыко Вылка, участник полярных экспедиций и просветитель ненецкого народа
- писатель, поэт и журналист Георгий Суфтин
- сказительница Маремьяна Голубкова
- историк, путешественник, мастер колокольной музыки Иван Данилов
- исследовательница Русского Севера Ксения Гемп, на описание ее достижений потребовалась бы отдельная статья: эта выдающаяся женщина оставила после себя множество исследований, собранных памятников национальной культуры и т.д.
- скульптор Николай Овчинников и многие, многие другие...

Судя по статьям в сети, уже поднимались вопросы о необходимости хоть как-то облагородить некрополь и разработать экскурсионный маршрут с рассказом о известных жителях города, но пока идеи остались идеями.