Найти тему

Музей Канала имени Москвы в Деденёво

фото из открытых источников интернет.
фото из открытых источников интернет.

Опять Деденёво. Опять Канал имени Москвы. А у меня стойкое ощущение, что я хожу по кругу, и истории в него попадают каким-то неведомым мне образом.

Прожив до 60 лет, изучая историю во всех её проявлениях, а не только преподавая её в школе, я не знала, что у нашего Канала есть свой музей. Честно-честно. Наткнулась на информацию о нём, только рассказывая о мосте в районе Северного Тушина. Ещё больше растерялась, когда, виртуально бродя по посёлку Деденёво Дмитровского района, наткнулась на историю этого маленького музея.

5 июля 2007 года в администрации Яхромского РГС был открыт Музей истории и современности Канала имени Москвы. Создавался он по инициативе и при участии не только администрации, но и ветеранов, и действующих работников Канала.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Под музей отданы два помещения. Одно большое в форме зала. Второе - комната чуть поменьше.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Вся непростая история Канала, связанная с тысячами тяжелых судеб с начала строительства и до современности доступна посетителю. Те, кому посчастливилось сюда попасть ( а говорят, что о посещении музея надо договариваться заранее) отмечают, что музей совсем не массовый. Сюда не приходят ежедневно толпы людей и из-за непопулярности музеев, и из-за специфики этого конкретного. Соответственно, современных модных музейных гаджетов тоже нет. Зато здесь помнят о роли Канала в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время, а самое главное – о людях, которые ему отдали себя полностью, посвятили свою трудовую деятельность служению одному из лучших каналов мира.

Канал "Москва-Волга" строился с 1932 по 1937 годы усилиями заключённых. И сколько строителей похоронено на дне канала неизвестно.

16 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга, первоначально порученном Наркомводу СССР. При этом продолжали обсуждаться различные варианты трассы канала: Старицкий (от села Родня в нескольких километрах выше города Старица через Волоколамск с выходом на реку Истра); Шошинский (от города Корчева по линии Городище—Клин—Истра); наконец, Дмитровский. Утвердили проект инженера Комаровского - Шошинский вариант. Канал должен был идти из реки Шоша.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Но потом склонились к Дмитровскому варианту. Длина канала должна была составить 128 километров, объем земляных работ -151 млн. кубометров, а глубина канала лишь в нескольких местах достигала 30 метров, в основном не превышая 12 метров.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

За пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач (110 Кв) и другие объекты и сооружения.

Редкие фотографии, исторические справки и документы, карты, личные вещи строителей - все аккуратно и бережно собрано в экспозициях.

При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа — 14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет. По разным данным количество заключенных, погибших на строительстве, достигает 1,5 млн человек... В память о них около четвертого шлюза на берегу Канала имени Москвы была построена часовня Новомучеников в земле российской просиявших.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Ударная стройка, грандиозная и суровая... 17 апреля 1937 г - начали заполнение водой всей трассы канала Москва-Волга имени Сталина. Осенью 1941 года канал стал линией фронта. В 1947 году - в связи с 800-летием Москвы - И.В. Сталин переименовал «свой» канал в честь столицы.

В музее большое количество личных вещей и документов. На улице, на площадке обустроенной рядом с музеем выставлена старая "канальская" техника, небольшие судёнышки.

Совсем неподалёку и памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Не только тем, кто защищал 4 и 6 шлюзы Канала...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Смотришь и понимаешь, как изменился мир вокруг. Мы сейчас способны только удивиться тому, что и какими темпами тогда строилось. Однако надо всегда помнить, что это был ДРУГОЙ мир.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Спокойно и величаво, как и задумывалось в 1930-е гг, течёт Канал по своему руслу. История ушла дальше. И о её течении в здешних местах теперь напоминает маленький закрытый ведомственный музей. Попасть в него чаще всего непросто. Ну да это совсем не секрет. Почти всегда такой музей делается руками энтузиастов, обожающих свое детище и от этого он - музей - только выигрывает. Здесь можно увидеть подлинные документы и полистать альбомы с фотографиями, можно рассмотреть макеты техники и кораблей, здесь можно просто вспомнить о том, что ТАКОЕ время в нашей истории было.

В работе использованы материалы сайта Москва-Волга.Ру: История строительства канала Москва-Волга, статьи livejournal.com