Как многим известно, в конце жизни царь Соломон тяжко согрешил нарушив первую заповедь Божию:
Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх. 20, 2-3).
В начале своего правления Израилем он просил у Бога мудрости и получил этот дар, став мудрейшим человеком на земле.
Это было засвидетельствовано не только еврейским народом, но и представителями других народов, например, царицей Савской.
Хотя Соломон получивший дар мудрости, мудро правил и судил народ, написал мудрые притчи и другие книги, устроить мудро свою личную жизнь царь не смог.
Как было уже сказано в начале статьи, он согрешил и причем согрешил сознательно против мудрости.
К концу жизни он нажил огромный гарем — 700 жен и 300 наложниц.
Но важное значение имеет не количество, а то, что он брал женщин из тех народов, из которых евреям брать жен было запрещено Законом Божьим.
Как человеку избранному Богом, этот запрет ему был хорошо известен и все равно он нарушил его. Страсть к красивым, необычным, эффектным женщинам привела Соломона ко греху.
Все та же дилемма!
Человеку дана свобода. Как он распорядится дарами Божьими, зависит только от него.
Любые дары, от талантов творческих до даров Святого Духа, не гарантируют нам несомненного спасения.
Само наличие и обладание каким-то даром не гарантирует даже славы и уважения.
Предположим, у человека есть от Бога музыкальный талант или дар учительства… Только от него зависит, сможет ли он его развить.
- Что он сделает? Будет ли работать над собой в этом направлении?
Соломон до конца не смог выдержать это испытание и правильно распорядиться талантом, который дал ему Бог.
Третья Книга Царств открыто нам не говорит, какие внутренние перемены произошли с царем Израиля, но с высокой степенью вероятности, можно сказать, что основная причина его падения — это гордыня, мания величия, или как сейчас принято говорить — "звездная болезнь".
Подводные камни любого дара Божия в том, что он выделяет человека от остальных людей, делает его непохожим и особенным. Поэтому ему проще возгордиться, чем обыкновенному человеку.
А гордость опустошает человека, он теряет благодать и становиться бессильным, открытым для воздействия темных сил.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак. 4, 6).
Если человек не замечает в себе проявление гордости и не борется с ней, то последствия в итоге будут Соломоновы:
- забвение Бога,
- отречение от Его заповедей,
- умопомрачение и
- духовное ослепление.
То, что было для человека очевидным и жизненно важным, становится тяжелым и невыносимым.
То, что мы верим в Бога, помним о Нем, молимся, постимся, ходим в храм... — все это не только наше желание и свободный выбор, но и действие Божией благодати.
А начиная приписывать любые заслуги себе и забывая заповедь Христа:
когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лк. 17, 10),
тогда начинаем мнить о себе и возвеличиваться в своих глазах.
Вследствие этого, утрачиваем благодать и становимся духовными мертвецами.
Людям посылаются различные немощи для того, чтобы они не возвышались, чтобы осознали, что та сила, которая присутствует в них — есть Божий дар.
Поэтому апостолу Павлу это было открыто Духом Святым и он пишет:
Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. (2 Кор.12, 9).
Оставленная апостолу немощь была в напоминание ему, что он сосуд глиняный, хрупкий и несовершенный. И что всем, чем он обладает — это дар Божий.
А Соломон ослепленный страстью забыл об этом.
Так что мудрость, при всей ее желанной притягательности, для человека, на самом деле, не является безусловным благом.
И раскаявшись на закате своей жизни Соломон пишет:
во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Еккл. 1, 18).
Апостол Павел говорит более конкретно:
знание надмевает, а любовь назидает. (1Кор. 8, 1).
Святые отцы православной Церкви никогда не говорили о мудрости, но восхваляли смиренномудрие, то есть — мудрость, которая разбавлена смирением.
Поистине человек мудр только тогда, когда он смирился. Осознание своей ничтожности, бессилия, нищеты, слепоты и наготы — делает человека мудрым.
Поэтому Христос говорит:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф. 5, 3).
В сущности, духовная нищета дает человеку несравненно больше, чем мирская мудрость, образование и ученая степень, — она делает его способным принять Божию благодать.
А если в человеке присутствует Бог Своею благодатью, разве такой человек не мудр?
Не кто иной, как неграмотные рыбаки разошлись по всей земле со своею благодатною проповедью, которой мудрецы той эпохи не смогли противостоять.
потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. (1Кор. 1, 25).
И во все времена после Рождества Христова, есть огромное количество фактов, когда люди простые, необразованные, но имеющие от Бога благодать, совершали то, что не под силу многим мудрецам.
Итак, как свидетельствует 3-я Книга Царств, Соломон "делал неугодное пред очами Господа". Он покорился и стал выполнять волю своих чужеземных жен.
Дошло до того, что царь по желанию своих жен построил капища, на горе перед Иерусалимом, — идолам Хамосу и Молоху, которые названы в Библии "мерзостью Моавитской" и "мерзостью Аммонитской".
В будущем из-за этих идолов на земле израильской прольется много крови.
И вот мудрейший человек на земле, царь Соломон, впервые построил идольские капища, в святом городе Иерусалиме.
До такого умопомрачения может довести себя даже мудрец, если он не почитает Бога и не соблюдает Его заповеди.
Непослушание и надежда на свой ум, могут сделать человека безумным.
Пророк Самуил сказал очень важные слова отвергнутому царю Саулу:
Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. (1Цар. 15, 22).
Любой дар от Бога, будь-то мудрость, или ученость..., только тогда будут во благо, когда их обладатель будет соблюдать заповеди Божии.
В другом случае, человек теряет дар и пользы ему не будет никакой.
Поэтому истинная мудрость обретает силу через послушание Богу.
Примером для нас христиан является Иисус Христос, Который никогда не являет Свою мудрость намеренно, напоказ, а делает это прикрыто, сдержанно, часто в притчах и часто в вопросах, когда его искушают фарисеи и книжники.
Скрывая Свою мудрость, Он показывает людям иной путь, вступивший на который они никогда не споткнутся.
Апостол Павел так сказал об этом:
Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп. 2, 8-9).
Этому учит нас Библейская история Ветхого Завета и Господь наш Иисус Христос в Своем Евангелии.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Почему царь Соломон в момент освящения храма представляет собой прообраз Христа?