Здравствуйте! Сегодня все "по-взрослому", все по науке...Мне, как историку и человеку, Сталин И. В. импонировал, прежде всего, за свою природную "чуйку". Она и в этот раз его не подвела...
1. Резкий поворот...
На XIV съезде ВКП(б) и на III Всесоюзном съезде советов в 1925 году было принято общее решение о мерах, способствующих переходу Советского Союза от страны сельскохозяйственного типа к стране индустриальной. Главными причинами, предполагающими этот переход, назывались следующие:
1. Необходимость создания самообеспечивающей себя промышленной базы. Переход от НЭПа, «исчерпавшего себя в экономическом и политическом значении», к плановой экономической системе.
2. Обеспечение оборонных потребностей СССР путем создания современной военной промышленности, что было невозможно без привидения в жизнь первого пункта. Этот тезис подкреплялся словами многих членов ВКП(б) о враждебном капиталистическом окружении.
3. Несоответствие количества рабочего класса его положению в стране «диктатуры пролетариата».
4. Рост безработицы в городах и нестабильность снабжения городов сельскохозяйственными товарами.
5. Строительство социализма в одной, отдельно взятой, стране – СССР.
Разработанный на основе директив первый план развития народного хозяйства (1928-1933) был одобрен на XVI конференции ВКП(б) и носил сбалансированный характер. В дальнейшем руководство страны постоянно увеличивало плановые показатели[1], что в итоге привело к форсированной индустриализации. Опираясь на массовый энтузиазм рабочих, комсомольцев, партийных работников, были провозглашены лозунги «Пятилетку в четыре года!», а потом и «пятилетку в три года!». Объяснение этому варианту ускорения дал сам тов. Сталин: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»[2]. В целом, верное предсказание, хотя Ильич бы точно возмущался. Но Иосиф понял, что дальше не стоит "играть" в революционные задумки - нужно экономику возрождать!
В стране в период первой пятилетки было развернуто невиданное строительство промышленных предприятий. Характерной чертой этого процесса было возведение гигантских предприятий и воплощение сложных технических проектов. Иностранные специалисты были шокированы данной, так сказать, "гигантомании". Так, американский инженер Майкл Шировер сказал, что по сравнению с Магнитогорском гигантские стальные заводы Рура и мощные металлургические предприятия Франции, Бельгии и Англии выглядят пигмеями[3]. Огромным воплощенным технологическим проектом следует признать сооружение Балтийско-Беломорского канала[4]. При постройке северной части канала в больших масштабах использовался труд заключенных. Следует отметить этот дешевый источник труда при проведении индустриализации, так как он активно будет использован и в ходе постройки промышленных предприятий по всему Союзу[5].
Даешь, молодежь! + Стахановщина:
Важнейшей особенностью индустриализации как социально-экономического процесса было участие в нем огромного количества молодежи. Так Майкл Шировер говорит, что на стройках Магнитки 60% рабочих составляла молодежь с возрастом до 24 лет[6]. Инженер так же отмечает, что эти молодые рабочие трудились с большой самоотверженностью и строжайшей дисциплиной. В. Ю. Стеклов в своих воспоминаниях говорит о том, что на строительстве Днепровской гидроэлектростанции молодежь составляла 70 % рабочих. Образцы самоотверженного труда демонстрировали ударные комсомольские бригады. В самые жуткие морозы комсомольцы выходили на строительство плотины и продолжали укладывать бетон[7]. Поддержали и развили молодой порыв и более опытные поколения рабочих. Борьба за перевыполнение планов выработки стала называться стахановщиной по имени основоположника движения, шахтера Алексея Стаханова. «Сражение» за ресурсы развернулось с необычайной силой на территории всего Советского Союза. Главный инженер Кузнецкстроя академик Бардин вспоминает: «Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде»[8].
Вскоре страна узнала о мощных ударах отбойных молотков забойщиков Горловки. Соревнование возглавил Никита Изотов. За шесть часов он смог вырубить 240 тонн угля (против 102 у Стаханова)[1]. Ради выполнения и перевыполнения планов рабочие могли трудиться до 36 часов подряд. И таких случаев «героизма» были тысячи[2]. Конечно, среди рабочих того периода были не только энтузиасты и стахановцы, но и авантюристы (летуны), которые кочевали в поисках лучшей оплаты труда[3]. Энтузиазм по поводу строительства новой эпохи был присущ в той или иной степени значительному количеству рабочих[4]. Такие вот дела, а мы...
Начинаем серию исторических статей, посвященных эпохе И. В. Сталина. Всех прошу высказываться!
Пишите, пишите комментариях!
За подписку - благодарочка!
За лайк - спасибо!
Если понравилась данная статья - читаем предыдущую. В ней автором дается оценка жизни в Советском Союзе с позиции "лайка". Спасибо Вам за просмотры! До свидания!
[1] На переломе. История Отечества в документах. 1917 - 1993 гг. – С.89.
[2] Сталин, И. В. О задачах хозяйственников. Речь на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. , И. В. Сталин. Электронный ресурс. – Режим доступа http://www.hrono.info/libris/stalin/13-18.php
[3] Из высказывания американского инженера Майкла Шировера. История Отечества в документах. Указ. Соч. – С.99.
[4] Постановление №4 СТО СССР о постройке Балтийско-Беломорского канала. Хрестоматия по отечественной истории: пособие для студентов вузов / под ред. А. Ф. Киселева. – С.398.
[5] Гончаренко, В. Реабилитированы посмертно / В. Гончаренко. – С.29.
[6] Из высказывания американского инженера Майкла Шировера.Указ. соч. – С.99.
[7] Из воспоминаний В. Ю. Стеклова. История Отечества в документах. Указ. соч. – С.98.
[8] Из воспоминаний главного инженера Кузнецкстроя академика И. П. Бардина. Указ. соч. – С.99.
[9] Там же. - С.100.
[10] Из письма Исаева родным со строительства Магнитки. Там же. - С.100.
[11] Из воспоминаний И. Эренбурга о поездках на стройки пятилеток. Там же. – С.101.
[12] Хрестоматия по отечественной истории: пособие для студентов вузов. Указ. соч. – С.387.