Дефицит кадров диктует университетам условия по повышению числа обучающихся. Численность студентов растёт, но 15% получивших дипломы не становятся врачами. Возможности вузов не безразмерны, поэтому возникла идея доверить обучение медицине федеральным клиникам. Чем обернётся слияние науки и образования в федеральной клинике.
В Госдуму внесли законопроект, поддерживаемый Валентиной Матвиенко и главой профильного комитета Совета Федераций Лилией Гумеровой. Суть депутатского предложения – разрешить федеральным центрам готовить врачей, дав им образовательные полномочия полноценных медицинских вузов. Флагманом, опыт которого приводится как образец для подражания, стал НМИЦ имени Алмазова в Санкт-Петербурге, где четыре года назад приняли на обучение 75 абитуриентов.
Сегодня обычное шестилетнее медицинское образование называется по-западному «специалитетом». На 4 курсах алмазовского специалитета уже обучается 769 человек и каждый год число принимаемых в студенты прирастает, в нынешнем августе зачислили 212 абитуриентов, в следующем году примут на 25 больше -– втрое против первоначального. Спрос высокий – 57 человек на место, а мест «общего конкурса» всего 11, потому что 95% расходится по целевым квотам.
В Институте медицинского образования (ИМО) есть ординатура и аспирантура. Сам Центр «отличник» в кардиологии, имеется перинатальный центр и развитая педиатрия, свой НИИ нейрохирургии. Зачиная в 2018 году большое образовательное дело, глава НМИЦ академик Евгений Шляхто аргументировал: «Система подготовки врачей словно пытается догонять науку, а надо, чтобы они шли рядом <…> не рядом с клиникой, не рядом с научными лабораториями, а внутри».
Минздрав оценил успехи ИМО: «Эксперимент в настоящее время проходит успешно. Ключевыми моментами в организации учебного процесса в Центре Алмазова являются тесная интеграция науки и образования и раннее вовлечение обучающихся в клиническую практику». Четырёхлетний опыт клинического учреждения по подготовки врачей признан достойным распространения на другие федеральные клиники, и никого не смущает, что в институте Центра всего…14 кафедр.
В прошлом году Центр занял место во второй сотне британского The Impact Rankings в номинации «Укрепление здоровья и благополучия». В рейтингах THE среди медицинских университетов ИМО не значится, там ежегодно замечают семёрку во главе с Первым МГМУ имени Сеченова, Казанским ГМУ и РНИМУ, двумя Питерскими, Приволжским ИМУ и СибГМУ. Алмазовский институт среди отечественных в нашем же рейтинге RAEX-100 занимает 51 место. Молодой ещё и 14 кафедр всего – не до звёзд.
Центр имени Алмазова – очень достойная клиника и больные всё больше хвалят, но вот 14 кафедр в Институте медицинского образования как-то напрягают. Может, и не нужно будущим врачам больше, а надобно сразу к постели больного практики набираться? Видимо, тмит меня диплом советского вуза, а пациентам многих знаний у доктора не требуется, всё равно обзовут «неквалифицированным», готовьте врача как оливье - минимум обучения с максимумом клиники, приправив ранней научной работой. Как думаете?
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача