Высокая степень сосредоточенности вредна для физического тела, если она не приведена в состояние полного по коя. Мышечное и нервное напряжение несовместимы с сосредоточенностью Ума, как и сдвинутые брови не явля ются показателем мысленной деятель ности. Для значительного успеха в сосредоточении нужна некоторая доля суровости, что соответствует основно му правилу мыслительного процесса: тело должно быть спокойным, а Ум подвижным. Но без предварительной тренировки, дающей спокойствие телу, контроль над Умом становится пробле матичным. Постоянное, неторопли вое, спокойное упражнение означает регулярные периодические усилия на протяжении длительного периода. Необходимо иметь для сосредото чения комнату, которая не служила бы ни для каких других целей. Ее следует самому убирать, никого туда не допускать, не держать там обыч ной повседневной одежды, не брать туда с собой ничего из предметов, особенно денег, так как они психи чески особенно нечисты. Занятия следует проводить в специально при готовленной для этих целей одежде из полотняной или бумажной ткани. Там же должны находиться особые часы (психически чистые, протертые влажной тряпочкой), а также каран даш и бумага. Сядьте посреди комнаты, спиной к свету, поставив перед собой картину, образ или символический знак того высокодуховного существа, к которому стремитесь, например, изображение Иисуса Христа или Кришны, или Буд ды, или великого человека, живущего или умершего, на которого вы желали бы быть похожим. Это поможет вам в сосредоточении. Контроль над Умом не достигается пылким усилием, точно так же, как нельзя удержать воду, сжи мая крепко кулак. Контроль над Умом достигается постоянным, неторопли вым упражнением при отсутствии эмо циональных волнений и возбуждений. Контроль над Умом не означает его сонливости и глупости. Он означает правильную Мысль, быстроту и силу Ума, яркие и живучие Идеи. Время, посвящаемое ежедневно этому упражнению, может длиться от пяти минут до одного часа. Качество работы важнее её количества. Пять ми нут хорошей работы станут хорошим приобретением и помогут успеху, а час небрежной работы может отбросить назад. Периодичность может быть от одного до трех раз на день. Опять же, один раз хорошей работы поможет успеху, а три раза посредственно вы полненной работы будут пустой тратой времени. Но главное постоянство и непременность в выполнении упраж нений. Их следует делать ежедневно, хотя бы один раз, и всегда до отдыха или удовольствия, а не после них. Этим следует заниматься как можно раньше, не откладывая до тех пор, пока более легкие и доставляющие удовольствие обязанности будут исполнены. Физическая тренировка заключа ется в подавлении неправильной деятельности тела. Она требует упорядо ченного образа жизни, с регулярными и правильно соразмеренными заня тиями, питанием и отдыхом. Власть над естественными физическими на клонностями не уничтожает их силы, а лишь направляет их, настраивает на желаемый лад. Под таким кон тролем чувство жизненной силы не уменьшается, а увеличивается. То же можно сказать ио тренировках Ума. Он также нуждается в правильных и хорошо соразмеренных упражнениях, в питании и отдыхе. Его естественные устремления также требуют контроля, руководства, что ведет не к уменьше нию умственной энергии, ак усиле нию ее. На самом деле, тренировка Ума и необходимость целесообразных упражнений гораздо нужнее, чем тре нировка тела, потому что на современ ной ступени развития большая часть нашей физической деятельности нахо дится под контролем и тело послушно нашей Воле, между тем как наш Ум отличается и полной непокорностью, и ленью, и разнузданностью. Упражнения есть нечто большее, чем простое применение способности. Человек, кующий железо, ежедневно использует свои мышцы и, естествен но, его мускулы через некоторое время станут крепкими и сильными. Но чело век, ежедневно один час занимающий ся специальной системой физической тренировки, вскоре станет гораздо сильнее молотобойца, работающего целый день. Точно так же и вы, кото рый ежедневно в течение хотя бы полу часа постоянно выполняет определен ную систему умственных упражнений, вскоре приобретете больший контроль над деятельностью своего Ума, чем тот же физик или математик, которые целый день поверхностно думают. Ваш успех зависит от того, чего вы ищете и как вы ищете. Если вы сказа ли себе, что достигнете успеха, то вы достигнете Цели, если только ваша Воля находится в согласии с Великим законом. Если же этого нет, если вы ищете лишь пустого удовлетворения для тела или чувств, или даже для Ума, то нельзя сказать, чего вы действитель но хотите, потому что вы находитесь в рабстве у своей низшей жизни и будете следовать за своими чувства ми и желаниями, куда бы они вас ни привели. Если вы, обладая властью, удерживаете ее для того лишь, чтобы чувствовать свое превосходство над другими, вы попираете Великий Закон, вы раб низких эмоций и собственной гордости. Если в вашем стремлении к знанию стимулом служит лишь жела ние блистать и иметь превосходство над другими, то вы снова не следуете Великому Закону, вы раб низшего сво его «ЭГО». Если вы добиваетесь любви дру гих людей лишь для того, чтобы они хорошо думали и отзывались о вас, искали вашего общества, то вы снова не следуете Великому Закону и стали рабом низшей из своих эмоций гор дости, которая, сталкиваясь в жизни с различными «случайностями», обя зательно выльется в зависть, злость, ревность, ненависть и страх, вас начнет бросать из стороны в сторону, пока вы не утонете в океане своих желаний, прохрипев напоследок: «Я хочу!..» И это особенно верно, ког да вы начнете искать чувственных удовлетворений или удовольствий для тела. Тогда вы несомненно ста новитесь рабом своих чувств. Тогда вы уже наверняка не сможете не хо теть, и нарастающие желания начнут заражать вашу душу подобно тому, как зараза поражает тело, и не будет в вас уже больше ни мира, ни силы.
При таком контроле своих Мыслей и действий он не совершит ничего нечистого. Он должен наблю дать за своей речью и не произносить ни одного нечистого слова, в разгово ре избегать всяких нечистых намеков и двусмысленностей. Все его слова должны быть столь чисты, чтобы он мог, в случае надобности, произнести их в присутствии Учителей, глаза которых видят и то нечистое, что ускользает от глаз простых смертных. Мысли Воина всегда должны быть чистыми. Он не потерпит, чтобы нез доровая Мысль занимала его Ум, и, в случае появления такой Мысли, она будет немедленно изгнана. Ученик должен воспитывать все свои проводники тело, чувство и Ум, направляя их к правильной деятель ности и удаляя от них все следы лени, уныния, забвения, неразумия, нераде ния всякого рода, добиваясь, чтобы они стали совершенными для выполнения вашей Воли. Постоянное упражнение и отсутствие волнения или тревоги вот два главных условия для успеха, и не являются ли они естественными спутниками Воли? Если Воин сказал «Я хочу!» не только на словах, но и на деле, и в Мыслях, и в чувствах, он будет всегда употреблять свои Мысли и силы для достижения своей Цели, он будет всегда свободен от возбуж дения, которое всегда сопровождает различные желания. Ни один нечистый поступок, ни одна нечистая Мысль не должны касаться Воина. Он должен быть чистым в своих Мыслях, в своих словах и в своих делах. В этом и заклю чается тройственная «обязанность» Воина, символом которой служит тройная нить, носимая браминами. Более того, зная, что нечистая Мысль явилась лишь потому, что ее притягивает нечто, заключающееся в его собственном интеллекте, Воин поспешит очистить его, чтобы пре дохранить от вторичного вторжения нечистой Мысли, откуда бы она ни исходила. Воспитывая таким образом свой Ум и овладевая им, становясь способным выбирать и отгонять Мысли, Воин когда-то взойдет на ступень, на которой Мысль больше не будет Мыслью его Ума, но станет Сознанием самой Души. В этом ме сте его начнут искушать соблазны, но вовсе не те, что возбуждают низ шую природу, а те, которые толкают его восстать против высшей. Тонкие искушения отуманивают внутрен него человека во время Мыслей, получающих новую жизнь и силу от сил противодействующих, всегда стремящихся задержать Душу в ее восхождении. Воин должен обрести полное господство над образами, Итак, с утра Воин должен думать о чистоте како вещи желанной, к дости жению которой он стремится. Затем, в течение дня, среди занятий, хранить воспоминание о своем утреннем раз мышлении. Кроме того, он должен следить за своими действиями, чтобы ни один нечистый поступок не загрязнил его.