Найти тему
ProFunds.ru

Зачем компании выпускают облигации — причины, процесс эмиссии, преимущества

Оглавление

Unsplasр
Unsplasр

Практически любой бизнес стремится к расширению. Кредиты, займы, собственные средства владельцев — не всегда эти способы позволяют увеличить масштабы. Поэтому предприятия с хорошим кредитом доверия часто прибегают к займам у частных инвесторов. Деньги не передаются напрямую, организацией эмитируются ценные бумаги, которые подтверждают предоставление займа.

Итак, как работают облигации, как быстро наступает экономический эффект от их выпуска и какие есть подводные камни у этого процесса? Текущий финансовый обзор ответит на ключевые вопросы, связанные с облигациями бизнеса.

Содержание статьи:

Что такое облигации?

iStock
iStock

В английском языке существует слово «bond» — оно означает долговое обязательство. В отечественной терминологии «бонд» и купон — синонимичные названия облигации. Итак, облигациями именуются ценные долговые бумаги, которые выпускаются правительствами стран и частными компаниями для получения финансирования.

Если говорить проще, то приобретатель бумаг дает деньги в долг эмитенту (становится его кредитором). Эмитентом называется лицо, которое выпустило данные ценные бумаги. В зависимости от эмитента выделяются 3 типа облигаций:

  1. Корпоративные — компании привлекают капитал без выпуска акций, подбирая альтернативные способы финансирования. Корпоративные бонды подразумевают более высокую доходность, нежели государственные. При этом уровень риска остается высоким, поэтому приобретатели облигаций стремятся получить повышенную доходность. Выделяют облигации корпораций инвестиционного уровня и высокодоходные (мусорные) облигации. Последние несут дополнительные риски, что компенсируется ставкой свыше 17%.
  2. Государственные — надежные бумаги, создающиеся для покрытия расходов государства. Они уступают по доходности корпоративным бондам, делятся на два вида — федеральные и региональные (муниципальные) облигации.
  3. Агентские — выпускаются связанными с государством профильными агентствами и фондами, а также ПИФами. Занимают второе место по доходности после корпоративных бумаг.

Также бонды различаются по ставке, она может быть: постоянной, фиксированной, переменной или плавающей. По сроку погашения выделяют краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные облигации. В зависимости от валюты выпуска они разделяются на рублевые и валютные.

За счёт чего можно заработать на облигациях?

Unsplash
Unsplash

Корпоративные облигации предназначены для тех, кто готов разбираться в их параметрах и рисках, а также работать с крупными суммами. Их выпускает не Министерство финансов, а частные компании. У них выше риски, при этом доходность также выходит более высокой. Перед покупкой придется оценивать отдельно каждого заемщика — нужно ли ему давать в долг и сможет ли он вернуть средства.

Сначала инвестор оценивает эмитента и разбирается в параметрах ценных бумаг: даты выплат, сроки погашения, размеры купонов и так далее. Так выявляется надежность компании и можно ли ей доверять. Источником достоверной информации служит документация по выпуску. Полное описание доступно в карточке эмитента, которая в обязательном порядке публикуется на сайте Мосбиржи. Также для этих целей создан портал раскрытия Интерфакса. Найти дополнительные сведения можно и на сайте эмитента. Самостоятельно собрать информацию из первоисточников способен не каждый, поэтому проще использовать специальные сервисы, которые собирают подобную информацию. Итак, биржевые облигации имеют такие обязательные параметры:

  1. Описание эмитента — организация, собирающая частные инвестиции при помощи выпущенных облигаций, а также несущая обязательства, закрепленные в этих бумагах.
  2. Номинальная цена — стартовая стоимость, которая назначается при выпуске. Обычно в России номинал облигации составляет 1000 рублей.
  3. Купонная ставка — регулярные процентные выплаты.
  4. Срок погашения — предельная дата погашения долга эмитентом.
  5. Рыночная цена — сколько стоит данная бумага в текущий момент на бирже.
  6. Дюрация — показатель, измеряющийся в процентных пунктах и отображающий период времени до полного возврата, коррелирующий с рисками. Не стоит путать дюрацию со сроком погашения. Чем меньше показатель дюрации, тем меньше риски.
  7. Амортизация — параметр дает возможность эмитенту выкупать долговые бумаги преждевременно, устанавливая периодичность амортизационных выплат.

Базовые параметры стоит изучить досконально, ведь облигация является отличным средством для заработка. За счет чего можно заработать на облигациях? Алгоритм невероятно прост:

  • лицо покупает облигации на биржевом или внебиржевом рынках, становясь держателем;
  • раз в год (или чаще) держатель получает купонный доход в виде реальных денег;
  • после выплаты всех купонов погашается номинал (основная сумма долга), если держатель не продал облигации раньше момента погашения;
  • в процессе хранения держатель может проводить сделки с облигациями, например, можно продать их дороже другому лицу.

Зачем компании выпускают облигации?

Unsplash
Unsplash

Участники финансового рынка знают, что существует некий пул инвесторов. Эти лица готовы передать собственные накопления на определенный срок, получая за это заранее оговоренную доходность. Банковские ставки в России не считаются привлекательными, поэтому инвесторы торгуют на бирже напрямую или через брокера. Именно поэтому возникают компании, готовые занять средства у инвесторов, предоставив им определенные гарантии и приемлемую доходность.

Итак, зачем нужны облигации коммерческим фирмам? Коммерческие бумаги существуют на мировых рынках уже длительное время. В России они появились недавно — в 2016 году, когда этот процесс был урегулирован на законодательном уровне. Облигации являются относительно новым инструментом, привлекающим инвестиции для структур малого и среднего бизнеса на отечественном финансовом рынке. Эти предприятия активно обращаются к облигациям, поскольку они позволяют быстро и выгодно получить средства на развитие.

Число компаний-эмитентов непрерывно растет, поскольку выпуск облигаций несет в себе следующие преимущества для корпоративных заемщиков:

  1. Срок получения реальных денег. Один из важнейших показателей — бизнесу нужны быстрые деньги. Процедура регистрации и эмиссии занимает 30 дней и более.
  2. Компания диктует свои условия. Представители бизнеса сами устанавливают сроки и ставки исходя из собственного бизнес-плана. Чем более привлекательные условия будут анонсированы, тем быстрее откликнутся на предложение потенциальные инвесторы. Этот пункт является противовесом банковскому кредитованию, где все условия навязываются кредитной организацией.
  3. Удобство. Финансирование предоставляется без передачи доли в бизнесе, залогов и обязательств по выполнению ковенантных условий.
  4. Интерес инвесторов. Облигации, эмитированные на привлекательных условиях, имеют повышенный спрос у частных инвесторов. Поэтому число потенциальных покупателей является неограниченным. Также облигации считаются защищенными бумагами, что повышает степень доверия. Гарантом выступает НРД, который контролирует выполнение обязательств частными компаниями.
  5. Ставки фондирования. Стоимость приобретения заемных средств при выпуске облигаций значительно ниже, если приводить сравнение с банковскими займами.
  6. Простота реализации механизма. Выпуск облигаций не является чем-то сложным. Компания должна соответствовать набору определенных условий и демонстрировать стабильные финансовые показатели.

Успешная эмиссия облигаций позволит повысить кредитный рейтинг компании, а также увеличит доверие среди инвесторов. Последующие выпуски привлекут дешевые средства от уже более крупных кредиторов. Публичное кредитование предоставляет широкие перспективы, если организация выступит как добропорядочный плательщик.

Как определяется рейтинг эмитента?

iStock
iStock

Кредитный рейтинг назначается как эмитенту, так и отдельно взятому выпуску облигаций. Этот показатель весьма схож с кредитными рейтингами, которые банки присваивают физическим лицам. Этот инструмент позволяет инвесторам получить корректные сведения о финансовом состоянии организации и принять верное решение, минимизировав риски. Чем выше рейтинг, тем ниже риски. При этом риск снижается при снижении заявленной доходности. Такие рейтинги предоставляются рейтинговыми агентствами, среди них можно выделить:

  • Эксперт РА;
  • Национальное рейтинговое агентство;
  • Национальные кредитные рейтинги;
  • Аналитическое кредитное рейтинговое агентство.

Выпуску облигаций также дается оценка, для этого используется национальная шкала оценки, где ААА — высшая оценка, а самой отрицательной является D. Диапазон ААА-ВВВ является приемлемым для инвестирования, прочие варианты считаются «мусорными» облигациями. Ключевые параметры, влияющие на рейтинг, таковы:

  • производственный потенциал компании, перспективы развития;
  • позиции структуры на фондовых рынках;
  • финансовое состояние компании;
  • эффективность корпоративного управления.

Важно понимать следующее: наличие оценки — это возможность и стремление эмитента получить ее в рейтинговом агентстве. Следовательно, отсутствие рейтинга — это отсутствие высказанного мнения рейтингового агентства об эмитенте и его финансовом состоянии. Облигации при отсутствии рейтинга включаются в 3-й уровень размещения ценных бумаг (на примере Мосбиржи). С 2022 года российские инвесторы, покупая неоцененные бумаги, проходят обязательное тестирование у брокера.

Может ли пользоваться спросом неоцененная облигация — пример существует в отечественной биржевой практике. В начале 2022 года на Мосбирже было зарегистрировано 287 эмитентов, которые представители 1271 выпуск бумаг третьего уровня (без оценки). Агентство «Эксперт РА» подсчитало, что за 2021 год эмитенты без рейтинга составляли 33% от общего числа участников. Стоимость размещенных ими облигаций составила 530 млрд рублей (Источник).

Как происходит выпуск облигаций компанией?

iStock
iStock

Сначала необходимо получить отчет от бизнес-аналитиков, который позволит спрогнозировать деятельность компании во время эмиссии, а также подобрать оптимальные условия для облигаций и определить портрет клиента, который бы заинтересовался предложением. Далее необходимо реализовать следующие этапы:

  1. Отобрать потенциальных инвесторов «по подписке». Их количество не должно превышать 150 человек. В реальной практике привлекаются знакомые инвесторы, либо нанимаются специалисты для их подбора.
  2. Принятие решения является еще одним важным элементом, которое происходит на общем собрании участников. Также утверждается программа по эмиссии коммерческих облигаций.
  3. Соответствующие сотрудники готовят комплект документов для регистрации облигаций.
  4. Далее происходит заключение договора с Национальным расчетным депозитарием.
  5. Особое внимание стоит уделить этапу маркетинга. Во многом от него зависит успешность привлечения.
  6. Выпуск получает регистрационный номер в НРД, что подтверждается решением депозитария.

Минимальный срок прохождения всех этапов составляет 30 дней, однако на практике рядовые компании укладываются в 3 месяца. После этого деятельность не заканчивается, ведь облигация — это ценная бумага с обязательствами, в дальнейшем компании необходимо выполнять требования по займам.

Как определяется доходность облигаций?

iStock
iStock

Ценообразование облигаций считается сложной дисциплиной и требует точных математических вычислений. Выход на публичный рынок является ключевым решением, однако изначально стоит ответить на следующий вопрос — зачем компании выпускают облигации и будет ли этот процесс выгодным для конкретного предприятия? Московская биржа предлагает воспользоваться следующим алгоритмом.

Экспертная оценка. Команда экспертов оценивает основные финансовые показатели:

  • долг/EBIDTA;
  • чистый долг/EBIDTA;
  • EBIDTA/проценты по кредитам;
  • долг/собственные финансы.

Долговые коэффициенты рассчитываются в совокупности за последние несколько лет, а затем происходит сравнение со среднеотраслевыми значениями (показатели конкурентов из схожих сегментов). Вычисление индикативной купонной ставки и прочих параметров входит в комплекс услуг, которые предоставляются клиентам кредитно-рейтинговых агентств.

Конструктор ставки. Собственноручное определение индикативной ставки по купонам подразумевает использование софта, который разработан БК «РЕГИОН». Конструктор-калькулятор будет максимально удобен для дебютирующих эмитентов, которые по ряду причин решили отказаться от экспертной оценки. Разработка рассчитывает данные на основе следующих критериев:

  • принадлежность к определенной отрасли;
  • квазигосударственный статус — участие государства в капитале компании;
  • изучение масштабов бизнеса на основе выручки;
  • нагрузка по кредитам (по параметру чистый долг/EBIDTA);
  • наличие рейтинга от агентства и его уровень.

Это позволяет выявить эшелон эмитента, от которого в конечном итоге зависит размер ставки по купону. В результате пользователю предоставляется доходность, которая разделяется на эффективную доходность и купонную ставку. Именно ставка по купону является «ценой», которую выплатит компания за дебют на рынке облигаций.

Каким компаниям выгодны облигации?

iStock
iStock

Эмитентов принято разделять в зависимости от сферы ведения бизнеса на 13 групп:

  • нефть и газ;
  • транспорт;
  • жилищное строительство;
  • телекомы;
  • энергетика;
  • добыча и металлургия;
  • розница;
  • пищевая промышленность и АПК;
  • машиностроение;
  • нефтехимия;
  • оптовая непродовольственная торговля;
  • IT-сектор.

Компания должна отвечать следующим требованиям, чтобы выпустить денежные облигации. Бизнес должен быть устойчивым, он уже существует несколько лет и приносит стабильную прибыль. Денежные средства привлекаются для масштабирования. Выпуск облигаций не подходит для запуска стартапов. Обычно под критерии попадают компании, ведущие реальную деятельность и планирующие её расширить.

Еще один критерий — прозрачность бизнеса. У компании должна быть четкая структура владения, продвинутая команда специалистов. Также должны прослеживаться достижения и перспективы. Все это выливается в определенную репутацию. Структура должна задуматься и о раскрытии информации, чем ее больше в открытом доступе — тем легче заинтересовать потенциального инвестора.

Заключение

Финансовый обзор стоит завершить кратким резюме:

  • облигация — это простыми словами заем, который компания берет у частного инвестора, а тот получает право на возврат с процентами;
  • зачем компаниям нужны облигации — процесс позволяет привлечь средства на расширение деятельности;
  • облигации выгоднее, чем акции — они предоставляют инвесторам фиксированную доходность, эмитент получает средства быстрее, а его затраты легко поддаются прогнозированию;
  • инвесторы охотно покупают облигации — они выгоднее банковских вкладов, по ним регулярно выплачиваются купоны, а в конце срока выплачивается номинал;
  • облигация обладает основными параметрами, инвесторы уделяют внимание рейтингу эмитента и самого выпуска;
  • как рассчитать доходность и другие важные показатели — Мосбиржа советует привлечь экспертов или произвести подсчеты самостоятельно при помощи конструктора ставки.

Автор: Александр Сёмкин

Оригинал: https://profunds.ru/zurnal/investicii/rynok-obligacii/obligacii

Читайте также:

Как запретить недобросовестному родственнику брать кредиты?

Особенности и стоимость жизни в Германии

Биография Джерома Пауэлла