Найти тему
ИНФОРМЕР

Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года: есть ли свет в конце туннеля?

Вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин на правительственном часе в Совете Федераций рассказал о Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. У нас есть два сценария — базовый и рисковый. Пока мы, несмотря на все сложности, не отказываемся от базового сценария. Пока мы не планируем уходить от запланированных объемов, — заявил Марат Хуснуллин. Что же представляют эти два сценария? В этом мы попробуем разобраться. Согласно базовому сценарию, в России будет идти опережающий рост спроса и динамики строительства, повышение конкурентоспособности отрасли, улучшение макроэкономического климата, а также рост доходов населения (на 25% за 20212030 годы) и демографических показателей. Предполагаются восстановление процессов снабжения стройресурсами, в том числе за счет импортозамещения и локализации производств, ускоренная оптимизация разрешительных процедур и нормативов, а также выделение дополнительных средств на поддержку застройщиков и ипотеки. В данном варианте должен быть рост финансирования модернизации ЖКХ и привлечение средств Фонда национального благосостояния. Объем многоквартирного жилья в стадии строительства в 2024 году должен составить 111 млн кв. м (вместо 96,4 млн кв. м в 2021 году), в 2030 и 2035 годах — по 140 млн кв. м. Ввод жилья предполагается увеличить с 92,6 млн кв. м в 2021 году до 94 млн кв. м. В 2030 и 2035 годах этот показатель должен быть на уровне 120 млн кв. м. Обеспеченность населения жильем при базовом сценарии должна вырасти с 27,8 кв. м на человека в 2021 году до 29,3 кв. м в 2024 году. А в 2030 и 2035 годах составить 33,3 и 36,7 кв. м на человека соответственно. Количество семей, улучшивших жилищные условия, при базовом сценарии должно составить 4,3 млн в 2024 году вместо 4,2 млн в 2021 году. А к 2030 и 2035 годам улучшать жилищные условия должны уже 5 млн семей ежегодно. Рисковый сценарий предусматривается гораздо меньший объем строительства — 85 млн многоквартирного жилья в стадии строительства к 2024 году, что на 23,4% меньше, чем при базовом сценарии (111 млн кв. м). В 2030 году этот показатель должен достичь 120 млн кв. м (-14,2% к базовому варианту).

К 2035 году показатель должен, как и при базовом сценарии, увеличиться до 140 млн кв. м.

Ввод жилья при рисковом сценарии в 2024 году может снизиться до 90 млн кв. м — это меньше, чем в 2021 году (92,6 млн). Относительно базового сценария (94 млн кв. м) показатель ниже на 4,2%. В 2030 году ввод жилья должен составить 110 млн кв. м, что на 8,3% ниже базового уровня (120 млн кв. м). Обеспеченность населения жильем при рисковом сценарии в 2024 году должна составить 29,2 кв. м на человека (29,3 кв. м в базовом). В 2030 и 2035 годах показатели должны находиться на уровне 33 и 36,6 кв. м на человека соответственно (против 33,3 и 36,7 кв. м в базовом). Количество семей, улучшивших жилищные условия, при рисковом сценарии в 2024 году может снизиться до 3,5 млн. К 2030 году число семей, которые могут улучшить жилищные условия, при рисковом варианте должно вырасти до 4,3 млн, но все равно останется ниже базового значения (5 млн семей). К 2035 году этот показатель при обоих сценариях составит 5 млн семей. В случае реализации негативного макроэкономического сценария параметры отдельных ипотечных программ с господдержкой могут быть пересмотрены, в том числе в части продления сроков. Какой же вариант будет воплощен в жизнь? По заверениям правительства РФ, оно работает над воплощением базового сценария, а рисковый - это, так сказать, запасной вариант. Впрочем, эксперты считают, что оба сценария крайне далеки от реальности, представляют собой скорее гадание на кофейной гуще, чем реально выверенный план. Они отмечают, что в нынешнее время строить планы до 2030 года, мягко говоря, неразумно и несвоевременно. Ибо, состояние российской экономики сейчас целиком и полностью зависит от двух факторов: - когда закончится СВО; - когда отменят антироссийские санкции. Со вторым фактором все просто — санкции не отменят никогда. А вот ответа на второй вопрос не знает никто, включая и членов правительства РФ вкупе с разработчиками Стратегии. Но без ответа на этот вопрос многие пункты оного документа выглядят просто абсурдно.

Так, например, по словам Марата Хуснулина, строительная отрасль продолжает активную работу на территориях четырёх новых субъектов, восстанавливая инфраструктуру и жильё.

На контроле более 520 поручений, а всего их более 1,5 тыс. К работам привлечено 44 тысячи человек это самый большой строительный проект страны. Почти на 3,5 тыс. объектах уже завершены работы по восстановлению, 6,2 тыс. объектов находятся в работе. В Мариуполе у нас работают 27 тысяч строителей. 837 домов в активной стадии стройки, 1 тыс. квартир построена или восстановлена, а всего у нас там 1,6 тыс. объектов, которые мы за три года полностью восстановим. Сегодня на 60% город подключён к теплу, хотя на 30% он был разрушен полностью, — отметил Марат Хуснуллин. Ранее в Минстрое заявляли о том, что Мариуполь подключен к теплу на 95%, это несколько больше, чем говорит Хуснуллин. Мы не будем разбираться в том, кто прав в этом заочном споре, хотя цифры Хуснуллина явно ближе к истине, чем Минстроя. Проблема в том, что строительные работы в четырех новых регионах - это, мягко говоря, не самая умная вещь в докладе. Отметим, что если по состоянию на конец августа российские войска контролировали 100% территории Луганской области, то сейчас зона контроля сузилась до 90%. В остальных регионах ситуация еще хуже. Так, например, зона контроля ДНР составляет не более 40%. Еще более непонятная ситуация царит в Херсонской области, которая то ли оставляется российскими войсками, то ли готовятся к тому, чтобы стать полем боя. Туман войны царит и в Запорожской области, где ожидают наступления украинских войск. Если российские войска оставят территории новых регионов или же значительную их часть, то ни о каких строительных работ до повторного освобождения этих регионов и речи быть не может. А если же российские войска одержат победу над врагами, то это приведет к освобождению новых территорий, которые также придется восстанавливать. И это только один частный пример. А таких примеров можно привести много. Например, в Стратегии ничего не говорится о том, будет ли продлена льготная ипотека после 1 января 2023 года и на какой срок. Между тем, несмотря на то, что Центробанк и ряд других важных чиновников выступают против продления льготной ипотеки, этот спор до сих пор не решен, в Стратегии он фигурирует как уже решенный на срок до 2030 года. Возможно, разработчики знают нечто, чего не ведаем мы. Не исключен и этот факт. В этом случае, Стратегия будет выполнена в одном из своих двух вариантов. В противном случае, о ней забудут уже через год, как это происходило и с совсем другими стратегиями развития всего.