Сегодня в гостиной Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина стоит интересный предмет мягкой мебели, который не часто встречается в современном интерьере, но был популярен в первой половине XIX века. Это кушетка-рекамье, которая получила свое название по имени одной из самых знаменитых женщин того времени — Жюли Рекамье (1779–1849).
О мадам Рекамье говорила вся Европа от Англии до России. Её литературный салон был центром интеллектуальной жизни Парижа на протяжении более чем 30 лет, куда стремились войти литераторы, художники, музыканты, политики Старого Света. В 1803 году салон Рекамье посетил во время заграничной поездки дядя Пушкина — Василий Львович. Из писем путешественника, отправленных из Парижа Н.М. Карамзину, известно, что хозяйка знаменитого салона предложила заядлому театралу В. Л. Пушкину место в своей ложе. Вернувшись в Россию, он делился впечатлениями о своём вояже, и слушателем его рассказов, вероятно, был и юный племянник. Возможно, тогда Пушкин узнал о главной светской львице Европы. Интересно, что и мадам Рекамье слышала о поэте. Спустя 20 лет в её салоне оказался А.И. Тургенев. В своём дневнике 21 ноября 1825 года он описал вечер у Рекамье:
«говорили… много о поэте Пушкине, коего дядю, Василия Львовича m-me Récamier знавала»
Хозяйка салона заказала свой портрет Жаку Луи Давиду, одному из самых значимых живописцев Франции, который впоследствии стал придворным художником императора Наполеона Бонапарта. Мастер приступил к работе в мае 1800 года, но из-за разногласий с мадам Рекамье, недовольной его медлительной работой, отказался дописывать картину. Несмотря на то, что портрет остался незавершённым, он всё равно произвёл настоящий фурор. Известно, что с него было сделано множество копий для продажи, что отмечал в воспоминаниях о Париже В. Л. Пушкин:
«Здесь продают ея портреты, и когда она [Рекамье] показывается в обществе, то все бегут и толпятся вокруг ее»
На этом портрете светская львица изображена в непринуждённой позе, полулёжа на кушетке — так, по воспоминаниям современников, она принимала гостей своего салона. Кушетка выполнена в стиле ампир, который стал популярен в Европе после раскопок античных городов Геркуланума и Помпей. На обнаруженных там фресках были изображены многие предметы быта, в том числе кушетки-клинии, на которых древние римляне возлежали во время трапез и светских бесед. Именно клиния послужила прообразом для кушетки мадам Рекамье, правда, в несколько видоизменённом виде: изголовье стало выше и приобрело более плавную S-образную линию, появилась мягкая обивка. Положение в обществе Жюли Рекамье, её влияние на формирование модных тенденций вскоре сделали этот предмет мебели популярным. Кушетка быстро получила название в честь знаменитой законодательницы мод и стала одним из яркого образцов стиля ампир. Оригинальный предмет мебели с картины Ж.Л. Давида сегодня хранится d доме-музее французского писателя Франсуа Рене де Шатобриана. В дальнейшем кушетка-рекамье приобретала различные модификации, но сохраняла свою главную отличительную черту — S-образную линию изголовья.
Кушетка подобного типа не случайно сегодня представлена в гостиной последней квартиры А.С. Пушкина на набережной Мойки, 12. Согласно воспоминаниям В.А. Жуковского, очевидца трагичных январских событий 1837 года, в этой комнате в последуэльные дни стояла «кушетка, на которой лежала ночью Н<аталья> Н<иколаевна>». Жена поэта «в совершенном изнурении» прислушивалась к каждому звуку, доносившемуся из кабинета, где находился смертельно раненный супруг.
Автор текста — Надежда Витальевна Носова, хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина.
#Рекамье #кушетка #всероссийскиймузейпушкина #петербург #натальяпушкина #мебель #музейквартирапушкинаспб #музейспб #интерьер #мойка12