Поднимите руку те, кто, как и я, не слышал раньше этого имени? А между ее самый известный роман - мировой бестселлер.
Нина Николаевна Берберова родилась в 1901 году в Санкт-Петербурге, а умерла в 1993 году в Филадельфии, захватив, таким образом, целый век, целую эпоху, большую часть которой, целых 67 лет, прожив в эмиграции – в Европе, а потом Америке.
📚 Нина Берберова «Курсив мой»
Бунин, Зинаида Гиппиус, Мережковский, Куприн, Марина Цветаева, Анна Андреевна Ахматова, Александр Блок, Максим Горький, Гумилев, Владимир Набоков, Александр Белый – это лишь часть имен, которыми сплошь покрыта её автобиография, включая переписку. А первым мужем Нины был поэт Владислав Ходасевич.
«Ищи меня в сквозном весеннем свете.
Я весь – как взмах неощутимых крыл,
Я звук, я вздох, я зайчик на паркете,
Я легче зайчика: он – вот, он есть, я был».
Владислав Ходасевич
Её имя окружено сплошь легендами, а мне видится просто железобетонная женщина, во многом неприятная и эгоцентричная, рациональная, холодная и малоэмоциональная, не терпящая многих качеств и не прощающая человеческой слабости характера.
Её оценка знаменитых людей эпохи не подобострастна - ощущение, что Берберова говорит (пишет), что видела, и что думает. И во многом она, несомненно объективна (для этого просто нужно поизучать биографии всех этих людей). Некоторые наблюдения и вовсе бесценны. Отчасти поэтому одни современники её недолюбливали, другие восхищались, а Андрей Вознесенский даже назвал «мисс Серебряный век».
Не хочется пересказывать всю её жизнь (всё-таки Берберова самолично написала об этом приличного объема книгу), скажу лишь, что, начав писать стихи, она вошла в поэтические круги Петербурга, где и познакомилась со всеми теми, кого так в красках и достаточно подробно описывает в своих мемуарах.
Я очень, очень много слышала об этой книге, но добралась только сейчас.
Из несомненных плюсов:
- Открыла для себя такую занимательную личность (очень откровенную и местами раздражающую), но занимательную, да к тому же поэта!
«За эту ночь безветренную или
За эти два спокойных зимних дня,
Пока с тобою мы не говорили,
Тихонько вызвездила жизнь моя.
А я в то время думала о малом
Под жесткой полостью моих саней,
Ладонь под рукавицей замерзала,
И где-то путались концы вожжей.
И вот смотрю: в дуге под бубенцами
По-новому шевелится земля,
И тряские, пустынные поля
Бегут ко мне шуршащими краями».
Нина Берберова
- Возможность прикоснуться к серебряному веку, чтобы это ни значило, потому как способ своеобразный и царапающий.
Из минусов: то, о чем уже говорила – моментами было резко и слишком трезво, если вы понимаете, о чем я. Да и читать, несмотря на простой язык и оригинальный сюжет = жизнь, было сложновато. Не пойму, в чем дело, но что есть, то есть.
Советую ли «Курсив мой»? Конечно, да. Потому что мои горизонты расширились как минимум.