Помню моя бабушка бережно хранила комплект посуды из тончайшего фарфора, чай мы из него никогда не пили, сервиз просто стоял в серванте "для красоты", изображены на нём были ветки сирени. Теперь этот сервиз. бережно упакованный, хранится у меня на антресолях и периодически достаётся для проветривания. В детстве я очень любила зелёную чашку с цветком , а ещё у меня была открытка, на которой игрушечные звери пили чай в лесу из такой же чашки, как у меня и я представляла,что мы пьём чай вместе.
Так вот, к чему это я. Сегодня хочу рассказать о российской гордости, известной на весь мир, на ряду с самоварами, пряниками и матрёшками, Дулёвском фарфоре, ведь именно из чашки этого производителя я пила чай с плюшевыми медведями и сервиз именно Дулёвского производства так берегла моя бабуля.
Прекрасная роспись не оставляет равнодушным никого, о Дулёвской посуде знают во всём мире.
Дулёвский фарфоровый завод, один из популярнейших сервизов называется "Розовая птица".
Роспись на сервизе, пусть и не очень сложная, зато сделана вручную. Сейчас, разные производители, очень часто не заморачиваются и не расписывают посуду, а просто клеят на неё "переводные картинки" с готовым рисунком, эта техника называется "деколь". Обычно ручная роспись стоит бешеных денег, Дулёвский фарфор тоже не очень дёшев, но производитель старается держать цены и любой желающий может побаловать себя красивой посудой.
Стиль конечно можно назвать мещанским, но изначально и рассчитывалась продукция на людей небольшого достатка, которые любят "дороха-бахато" на столе и за стёклами сервантов. Дулёво является бывшим заводом "Товарищества Кузнецовых", а Матвей Сидорович Кузнецов стремился производить продукцию, то есть фарфор, не уступающий по качеству европейскому, но гораздо более доступную для обычных, небогатых людей. Кузнецов стремился удержать бывших клиентов, которые пользовались продукцией предыдущих производств и привлечь новых, а так же составить достойную конкуренцию европейским производителям, которые так же пользовались популярностью. Матвей Сидорович скупил несколько фабрик, чтобы наладить своё производство; фабрику Сафронова (которая и является ныне Дулёвским заводом), Ауэрбаха ( сейчас Конаковский фаянсовый завод) ,Гарднера (Вербилки) и другие крупные и более мелкие фабрики, которые и стали составляющими его торговой марки "Товарищество Кузнецовых". На фабриках этой торговой марки изготавливался не только фарфор, там производились украшения для внутренней отделки помещений из майолика и терракота, изразцы, фаянсовая и полуфаянсовая посуда, умывальники и другая сантехника. Производство было поистине огромным.
Фабрика М.С.Кузнецова, чайная пара с позолотой "В День Ангела" конец XIX века.
Керамические промыслы уходят корнями в глубь веков, они стали появляться более шестисот лет назад в Гжели именно там, то есть в Гжели, и родился Дулёвский фарфор. Мелких фабрик там существовало множество и Кузнецовы приняли решение переместить производство, чтобы не затеряться на общем фоне и извлекать выгоду сполна. Для этого Терентий Яковлевич Кузнецов приобрёл пустошь, которая располагалась возле больших залежей торфа у деревни Ликино во Владимирской губернии.
Кузнецовым достались не только залежи торфа. Из Гжели в Дулёво шла дорога, да не просто шла. а проходила через фабрику Сафронова, предприниматели недолго думая выкупили производство у Сафронова вместе с его мастеровыми, которые занимались разрисовкой посуды столь давно, что создали свой неповторимый стиль росписи, который в то время называли "Сафроновским". Так же у мастеров имелся свой особенный "секретный" способ и состав для выделки массы для дальнейшего изготовления фарфора и керамических красок, которые радовали глаз своими яркими цветами. Из под их умелых рук выходили прекрасные изделия, расписанные способом покрытия-жёлтым, малиновым, синим, розовым и кобальтом. Посуду для состоятельных господ мастера покрывали золотом и гравировали агатом. Мастера Сафронова, как бы помягче сказать, позаимствовали стиль у Гарднера, который, в свою очередь, позаимствовал его у Мейсенских производителей. Стиль хоть и напоминал европейский, но русский дух в них однозначно проявлялся.
Красиво и веет Дулёвскими росписями.
По мне, так просто великолепие. А вот и Сафроновские изделия всё тот же девятнадцатый век.
В Дулёво Кузнецовы пригласили так же художников из Гжели. В то время Гжель немного отличалась от нынешней. В то время гжельские изделия покрывались яркой, разноцветной, "мазковой" росписью, так же выполнялся подглазурный рисунок, фон синего цвета. Сафроновские и гжельские мастера объединили свои навыки и стили и в результате получился стиль новый-Кузнецовский.
Кузнецовский фарфор быстро стал популярным, его любили за яркую роспись чайников и чашек, которыми сервировали чайные и трактиры, русские купцы называли его "трактирной посудой и с удовольствием пили чай из тонкого фарфора. Кузнецовский фарфор стал настолько популярен. что упоминался в стихах, художники рисовали его на картинах. Особенно любил фарфор художник Борис Кустодиев (и купчих =) )
«В Кузнецовской пёстрой чашке
С золочёными краями,
Видно сахару не жалко —
Чай и сладок, и горяч». (автор поэт Георгий Иванов)
Кузнецовские изделия расписывали нанятые, местные крестьяне, чаще крестьянки. Обучали мастериц, как правило. одному нехитрому рисунку, который они потом и исполняли всё время работы на заводе. Часто рядом с работающими мамами находились их дети, которые вырастали, видя всю незатейливую работу, и сами становились сначала учениками, уже в семилетнем возрасте, а потом и мастерами. Так, из года в год, оттачивалось мастерство рисунка. Тонкую работу доверяли немногим, а основная масса широкими и свободными мазками наносила рисунок, как правило это были рисунки роз или букетов. Опытные мастерицы быстро и уверенно наносили на посуду свободные мазки с оттяжкой. Эти рисунки получили название розы-Агашки. Так как мастерицами были в основном женщины, их всех незатейливо называли самым популярным в этой местности именем Агафья, коротко-Агашка. Так эта роспись получила своё название. Розу-Агашку рисуют особой, крупной кистью или даже пальцем, мазки крупные, иногда рисунок обводят тонкой кистью, но только лепестки, не середину. Из-за того, что роспись не была тонкой, цена на этот фарфор оставалась низкой.
После 1917-ого года фабрику Дулёво национализировали, но не смотря на это, она продолжила свою работу без изменений и всё так же выпускала Кузнецовскую посуду. В 1920-х на фабрике стали производить агитационные изделия и только после 1930-х Дулёво наконец-то потихоньку начало возвращаться к своему стилю и добавлять в него что то новое. В 1931-ом главным художником завода стал Пётр Васильевич Леонов. Изначально, выбор его художником по фарфору был не совсем понятен, потому что Пётр Васильевич был отнюдь не "фарфористом" , он был архитектором, который закончил архитектурно-художественный институт в Краснодаре. Тяга к рисованию у него. правда, была с детства, он даже прошёл обучение у братьев Мова, которые были и художниками и архитекторами, учиться у них малыш начал в восемь лет. Леонов очень уважал футуризм. По окончании обучения он заручившись письмом отца, в котором тот просить устроить его сына на работу, Пётр Васильевич направился в Москву, прямиком к А.В.Луначарскому. По некоторым данным отец Леонова, работавший хирургом, однажды лечил некоего Платона, который оказался братом наркома просвещения. Луначарский немедленно назначает Леонова инспектором художественно-политического совета при Всесоюзном текстильном объединении. Леонов отвечал за обновление ассортимента тканей на платочной Старопавловской фабрике в Павлово-Посаде и на предприятиях в Иваново-Воскресенске.
Спустя два года его направили на, уже известный нам, Дулёвский завод. Никто до сих пор не знает почему было принято такое решение. Но Леонов, двадцати двух лет отроду, занял пост главного художника завода. Парень был пробивной, энергичный и позитивный, поэтому есть предположение, что на фабрику направили молодую, кипучую кровь, которая смогла бы вносить новые предложения и работать на перспективу. Работники завода впервые увидев его немного оторопели. "Обозвав" его
Чекист в кожаной куртке, с горящими, смоляными глазами!
Пётр Васильевич уже в 1932-ом создал "креативную" художественную группу, она и стала главным звеном лаборатории художеств. Леонов очень хотел создать собственный Дулёвский бренд, который стал бы узнаваемым и отражал всю самобытность нации. Однажды его осенило обратиться к "ситцевым" узорам и обратиться за рисункам к текстильным фабрикам и, в частности, к Ивановскому ситцу, к его цветочно-букетным рисункам. Помогли ему в этих начинаниях художницы по текстилю Любовь Попова и Варвара Степанова
Вдохновлённый Леонов создаёт всё новые и новые серии текстильных тем для росписи: горох, сетки, цветы. За годы 1933-1934-ые он создал 124 эскиза, восемьдесят из которых ожили на фарфоре. Эта ситцевая роспись вдохновила художников и производство, которые начали вспоминать давно забытые агашки и розаны, старинную русскую и гжельскую роспись близкую народу и давно забытую. Популярность Дулёвского завода вспыхнула с новой силой, это был один и самых значительных шагов в продолжении и популяризации искусства росписи фарфора в середине тридцатых годов прошлого столетия.
Леонов так же ценил работы художников Павла Кузнецова и Петра Кончаловского, они сотрудничали с Дулёвским заводом в 1934-ом году. Леонов больше склонялся к работам Кузнецова и его работы так же нашли своё место на изысканной продукции.
Продукция Дулёвского завода улетала. не спев появиться на прилавках. В легендарном ГУМе за этой посудой стояли очередь. Дулёвский фарфор в новой компоновке удивлял яркими цвета и громкими названиями, такими как: "Маша выбирает жениха", "Чёрные глаза" , "Бабы рязанские" и другими. Так же Леонов решил ввести для росписи такой цвет. как оранжевый, что раньше считалось неприемлемым в силу его излишней кричащести. Петр Васильевич не стеснялся креативить и это нравилось покупателям.
В тех же тридцатых с лёгкой руки Леонова завод создал один из популярнейших своих сервизов, который впоследствии будет признан классикой, под названием "Красавица". Его выпускают по сей день. Этот сервиз был отмечен золотой медалью в 1937-ом году, это произошло на Всемирной выставке, которая проходила в Париже.
Предстоящая война многим смешает карты. Леонов ушёл на фронт в 1941-ом и вернулся только в 1950-ом. Всё это время он помогал восстанавливать разрушенные войной здания в Бресте и Новгороде, потому что по первому образованию он был архитектором и в это тяжёлое время архитекторы были нужны больше, чем художники. В Дулёво дела шли своим чередом. В стране с посудой в стране была напряжёнка и почти всё бремя обеспечения людей посудой легло на плечи завода, качество немного упало из-за огромных заказов. Срочно требовался художественный руководитель, Леонова встретили с распростёртыми объятиями. Он снова взялся за свои довоенные эксперименты с цветами и красками, ведь их так мало было на войне и к цвету он подходил теперь с ещё большей любовью. Сервизы заиграли глубоким кобальтом и сочным оранжевым цветом, появилось больше позолоты. Эти эксперименты в 1957-ом году ознаменовались ещё одним классическим сервизом "Золотой олень". Этот сервиз так же получит медаль Всемирной выставки, которая на этот раз проходила в Брюсселе в 1958-ом году. Пётр Васильевич занимал свой почётный пост вплоть до 1982-ого года
Так же на Брюссельской выставке золотую медаль получила скульптура "Сокол" Алексея Сотникова. Спустя время, в 1964-ом эта скульптура станет официальным клеймом завода Дулёво.
Клейма были разных цветов. Синий цвет говорил о том,что качество фарфора среднее, красный цвет говорил о фарфоре высшего качества и ручной росписи мастером.
Дулёвский завод отметил своё 150-ти летие в 19820ом году . К тому времени количество рабочих составляло четыре с лишним тысячи. В 1988 году завод выпустил около семидесяти шести миллионов (!) изделий, это был рекорд среди советский и европейских заводов по числу выпущенной продукции. К тому времени в ассортименте дулёвского завода появилась и "деколь" (готовый рисунок-наклейка), что удешевляло продукцию и делало её более доступной для потребителя. Один из классических сервизов (тот, который любила моя бабушка ) "Сирень"был очень популярен в 1980-х.
Многим знаком сервиз "Горох".
Сервиз "Рубин"
Сервиз "Аквариум" больше не производят.
Так же как и "Чёрный тюльпан".
В лихих 90-х завод находился на грани распада хоть и принадлежал коллективу. В 2012-ом его выкупили наши бизнесмены, которые модернизировали и усовершенствовали производство. Сегодня это успешное. процветающее предприятие, на котором беспрерывно трудятся около семиста человек. Завод продолжает оставаться одним из крупнейших предприятий в современной России и одним из крупнейших в Европе. Продукция пользуется спросом во многих городах России и в других странах таких как Норвегия, Канада и США.
От себя очень хочется пожелать процветания и дальнейшего покорения мира. Спасибо,что сохраняете традиции.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Благодарю за активность💋