К числу эффективных, но вместе с тем наиболее трудоемких методов сбора социологической информации относится социологический эксперимент, позволяющий получить уникальную информацию, добыть которую иными методами невозможно.
Социологический эксперимент представляет собой разновидность углубленного аналитического социологического исследования и одновременно метод сбора информации о факторах, воздействующих на состояние тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия.
Особенности метода
Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав экспериментальную группу (или группы) и поместив ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора), проследить направление, масштабы и устойчивость изменения характеристик, называемых контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой «замкнутую систему», элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем «сценарию».
При формировании эксперимента следует соблюдать три требования:
- В качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы.
- Изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы (либо среды проведения эксперимента), которые вводятся или изменяются исследователем. Такие характеристики называются факторными. Характеристики, «не участвующие» в эксперименте, носят название нейтральных. Их «судьба» в процессе эксперимента может сложиться по-разному: в одних случаях они могут без постороннего воздействия измениться (тогда они получают название переменных), в других – остаться неизменными (тогда их называют постоянными).
- На протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее.
Перечисленные условия актуализируют проблему выбора экспериментальной группы.
Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп
Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.
В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, производственный коллектив). При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте.
· В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и сами группы формируются искусственно. Поэтому члены группы обычно осведомлены об эксперименте.
По логической структуре доказательства гипотез различают линейный эксперимент и параллельный.
В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). Здесь еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования) и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.
! Очень важно, чтобы в процессе линейного эксперимента было исключено воздействие мешающих факторов на объект анализа.
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным характеристикам, а также по тем нейтральным, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а характеристики экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и масштабах происшедших изменений.
Успешное проведение эксперимента достигается при правильном подборе его участников. В прикладной социологии используются методы: попарного отбора, структурной идентификации и случайного отбора.
Ко всем трем методам предъявляется общее требование: они должны гарантировать правомерность распространения результатов эксперимента на тот объект, изменение характеристик (или условий функционирования) которого предусматривается в последующем. Этот объект выступает как генеральная совокупность, из состава которой выбирается экспериментальная группа. Кроме того, использование соответствующего метода отбора группы (групп) в некоторой степени предопределено моделью планируемого эксперимента.
- Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте.
- Метод структурной идентификации можно использовать как в линейном, так и в параллельном эксперименте.
- Метод случайного отбора идентичен методам вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен) численности экспериментальной группы.
Планирование и логика осуществления эксперимент
Подготовка и проведение эксперимента предполагает последовательное решение ряда вопросов:
- определение цели эксперимента;
- выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы (групп);
- выделение предмета эксперимента;
- выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
- определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
- формулировку гипотез и определение задач;
- выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
- определение метода фиксации результатов;
- выбор критерия эффективности эксперимента.
Логика эксперимента всегда подчинена поиску причин, характера изменения интересующего исследователя социального явления или процесса. Непременное условие их нахождения – изменение параметров экспериментальной группы под воздействием некоторого фактора.
Заключение
Эксперимент в социологических исследованиях проводится относительно редко, поскольку его использование для сбора социологической информации сопряжено с немалыми трудностями. Примерами могут служить:
- Стэнфордский тюремный эксперимент
- Эксперимент Музафера Шерифа
- Эксперимент Аша
- Эксперимент Милграма
- Третья волна (эксперимент)
Тем не менее отдача от этого метода может быть довольно высокой. Уже сам процесс организации и осуществления эксперимента независимо от его результатов позволяет по-новому взглянуть на многие сложные социальные явления и процессы, избежать возможных ошибок и снизить издержки при практических действиях.