Найти тему
Социологика

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Оглавление

К числу эффективных, но вместе с тем наиболее трудоемких методов сбора социологической информации относится социологический эксперимент, позволяющий получить уникальную информацию, добыть которую иными методами невозможно.

Социологический эксперимент представляет собой разновидность углубленного аналитического социологического исследования и одновременно метод сбора информации о факторах, воздействующих на состояние тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия.


Особенности метода

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав экспериментальную группу (или группы) и поместив ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора), проследить направление, масштабы и устойчивость изменения характеристик, называемых контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой «замкнутую систему», элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем «сценарию».

При формировании эксперимента следует соблюдать три требования:

  1. В качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы.
  2. Изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы (либо среды проведения эксперимента), которые вводятся или изменяются исследователем. Такие характеристики называются факторными. Характеристики, «не участвующие» в эксперименте, носят название нейтральных. Их «судьба» в процессе эксперимента может сложиться по-разному: в одних случаях они могут без постороннего воздействия измениться (тогда они получают название переменных), в других – остаться неизменными (тогда их называют постоянными).
  3. На протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее.
    Перечисленные условия актуализируют проблему выбора экспериментальной группы.

Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.

В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, производственный коллектив). При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте.

· В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и сами группы формируются искусственно. Поэтому члены группы обычно осведомлены об эксперименте.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный эксперимент и параллельный.

В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). Здесь еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования) и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

! Очень важно, чтобы в процессе линейного эксперимента было исключено воздействие мешающих факторов на объект анализа.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным характеристикам, а также по тем нейтральным, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а характеристики экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и масштабах происшедших изменений.

Успешное проведение эксперимента достигается при правильном подборе его участников. В прикладной социологии используются методы: попарного отбора, структурной идентификации и случайного отбора.

Ко всем трем методам предъявляется общее требование: они должны гарантировать правомерность распространения результатов эксперимента на тот объект, изменение характеристик (или условий функционирования) которого предусматривается в последующем. Этот объект выступает как генеральная совокупность, из состава которой выбирается экспериментальная группа. Кроме того, использование соответствующего метода отбора группы (групп) в некоторой степени предопределено моделью планируемого эксперимента.

  • Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте.
  • Метод структурной идентификации можно использовать как в линейном, так и в параллельном эксперименте.
  • Метод случайного отбора идентичен методам вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен) численности экспериментальной группы.

Планирование и логика осуществления эксперимент

Подготовка и проведение эксперимента предполагает последовательное решение ряда вопросов:

  • определение цели эксперимента;
  • выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы (групп);
  • выделение предмета эксперимента;
  • выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  • определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  • формулировку гипотез и определение задач;
  • выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
  • определение метода фиксации результатов;
  • выбор критерия эффективности эксперимента.

Логика эксперимента всегда подчинена поиску причин, характера изменения интересующего исследователя социального явления или процесса. Непременное условие их нахождения – изменение параметров экспериментальной группы под воздействием некоторого фактора.

Заключение

Эксперимент в социологических исследованиях проводится относительно редко, поскольку его использование для сбора социологической информации сопряжено с немалыми трудностями. Примерами могут служить:

  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эксперимент Музафера Шерифа
  • Эксперимент Аша
  • Эксперимент Милграма
  • Третья волна (эксперимент)

Тем не менее отдача от этого метода может быть довольно высокой. Уже сам процесс организации и осуществления эксперимента независимо от его результатов позволяет по-новому взглянуть на многие сложные социальные явления и процессы, избежать возможных ошибок и снизить издержки при практических действиях.

Наука
7 млн интересуются