Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Воспоминания старшего лейтенанта... Из книги "Честь". (Легенды и были...)

Оглавление

Леонид Москаленко

"Не хочу... "

           Это было жарким, знойным летом. В "край непуганых душманов" (горная страна северо-западнее Асадабада и севернее Джелалабада) должен был прибыть из Пакистана караван с УР "Стрела", "Блоупайпами" и деньгами для одного из командиров Исламского общества Афганистан.

           Географическая удаленность от гарнизонов советских войск (около 100 км), сложный рельеф высокогорья обеспечивал душманам почти стопроцентную безопасность на всем протяжении пути. Именно поэтому охрана каравана должна была быть минимальной. Пропустить такой опасный груз в глубь Афгана было нельзя.

           Чтобы не спугнуть разведку "духов", группу спецназа решили высадить километрах в тридцати от ущелья, по которому должен был пройти караван.

           Группа высадилась в предвечерние сумерки с максимально возможной скрытностью. За ночь спецназу необходимо было пройти оставшуюся часть пути и занять позицию на небольшом пятачке на вершине горы, в самом узком месте ущелья. Так и было сделано.

           15 бойцов во главе со старшим лейтенантом Л. дожидались рассвета, а с ним - и каравана.

           После завершения работы по сигналу, переданному по радиостанции, вертолеты должны были забрать группу и трофеи. Планировалось потратить на все 15-20 минут. Продукты и воду, ввиду ожидаемой скоротечности операции, не брали. Захватили с собой вместо этого лишний боекомплект.

           На аэродроме два звена Ми-8 и Ми-24, а также пара Ми-8 ПСО (поисково-спасательного обеспечения) ждали условного сигнала.

           Засекла ли разведка духов высадку десанта, или спецназ, попал в хитроумную ловушку, история умалчивает...

           ... На рассвете огненный шквал обрушился из ущелья на вершину горы. Били из "буров", из ДШК, автоматов и подствольных гранатометов. Ущелье было заблокировано большой бандой душманов.

           Спуск с другой стороны горы оказался бы трудным делом даже для профессиональных альпинистов, а для молодых десантников многометровый, почти отвесный обрыв представлял собой практически непреодолимое препятствие. На дне пропасти узкой полосой белела река Кабул.

           Спецназ принял бой. Боекомплекта должно было хватить на 2-3 часа боя средней интенсивности...

           Появились первые тяжелораненые.

           Снайперы душманов били прицельно по головам десантников. Бойцов секли и ранили осколки камней, гранат и рикошетирующие пули.

           Старший лейтенант Л., видя невозможность прорыва через ущелье, принял решение вызывать на помощь вертолеты. Но радиостанция была, почти сразу же, посечена осколками, а радист ранен. Помощи оказалось ждать неоткуда - ее просто нечем было вызвать.

           Бой продолжался. На штурм душманы идти не спешили, а старались обескровить группу шквальным огнем из всех видов оружия. Прицельно били и снайперы, не давая поднять головы.

           Спустя 15-20 минут наступило затишье. Через мегафон духи предложили спецназовцам выдать командира, а взамен пообещали жизнь.

           А солнце вставало все выше над горами. Теплые, ласковые лучи начинали греть все сильнее и превращались в раскаленные иглы, немилосердно жалившие раненые головы и спины. Хотелось пить. А на аэродроме, километрах в ста двадцати от боя, вертолетчики терпеливо ждали условного сигнала.

           Старлей приказал: "Б. и В.! Идете вдвоем. Страхуете друг друга. Если один разобьется, то второй дойдет. Должен дойти! Спуститесь вниз и по руслу Кабула вы должны дойти до ближайшего кишлака. Там разживетесь ослом или верблюдом. Надо сообщить "зеленым" (афганские регулярные подразделения), а если повезет, то и нашим, что дела у нас плохи. Часа два, максимум, постараемся продержаться. Больно жарко становится. Затем ханаВсем! Спецназ в плен не берут! "

           Б.: "Командир, вы переоденьтесь. Сойдете за рядового дембеля. И лучше нам сдаться. Живут же у них пленные. А с горы спускаться - верная смерть. Я не пойду. Не хочу".

           В.: "Я тоже. И вообще, на х... я пошел на эту операцию, лучше бы в наряд пошел! "

           ... Два выстрела в упор... умерли сразу...

           Двое других молча попрощались и начали спуск.

           Часа через полтора наши "пчелки" смели духов со склона горы. Еще, минут через сорок, оставшихся тяжелораненых и тела погибших доставили в госпиталь.

           Говорят, что когда их забирали, на всех оставались пара гранат и по 2-3 патрона.

           А один дошел. Говорили, что он позже скончался в госпитале.

           (Еле разобрал речь "зеленого". Ну почему на связь посадили тупого ........??? )


           Склероз.

           По разведданным спецназа, в небольшом кишлаке, в одном из ущелий приграничной зоны, должна была остановиться банда душманов, численностью около 20 человек, с оружием и боеприпасами. Предполагалось, что они придут из Пакистана. В кишлаке банда должна была заночевать.
           Наши спланировали молниеносную операцию по разгрому банды: удар Ми-24 и высадка десанта спецназа.
           С рассвета звено Ми-24 и Ми-8 вместе с парой Ми-8 ПСО взяли курс на ущелье. Операция была спланирована так, что при малейшем противодействии Ми-24 подавляли позиции душманов, под их прикрытием спецназ высаживался и добивал остатки банды.
           Однако никакого противодействия нашим оказано не было, а безлюдные улочки кишлака говорили о том, что если банда здесь и останавливалась, то ушла ранее. Покинули деревню и мирные жители.
           Группа спецназа высадилась и стала прочесывать дом за домом. Один из бойцов заметил под грудой тряпья чуть заметное шевеление. Мгновение, и...
           Радист спецназа передал, что задержана очень и очень ценная "добыча". И так это прозвучало убедительно, что с вертолетов прикрытия информация пошла в Джелалабад, а оттуда немедленно в Кабул. К новости отнеслись с полной серьезностью, и в Джелалабад был немедленно отправлен борт за ценной пленной.
           Когда через полчаса командира группы спецназа подозвали к радиостанции и командир полка потребовал срочной отправки пленной, то отправлять уже было некого, т. е нельзя...
           Ходят слухи тут и там, что Франция лишилась самой молодой и самой опытной специалистки по коротковолновой радиосвязи. И виноват в этом... склероз. Забыла мадемуазель в кишлаке какие-то переговорные таблицы. Пришлось за ними вернуться...
           Ну, конечно, были разборки с командиром группы спецназа. И выговор он получил.
           Крайним в несостоявшемся международном скандале оказался бедняга радист, якобы накурившийся анаши...

           P.S. Может не Франция, а Бельгия или Германия. И не мадемуазель, а фрау или госпожа? А впрочем, какая разница?! Баба - она и в Афгане баба.

           Мне солдатика-радиста жалко. А вам?

           Камо грядеши...

           Лето 1985 года. Дежурство на КП.

           Через окошко вижу на стоянке прилетающих самолетов внезапно появившееся, непонятное для меня, большое скопление начальства. Тут и там спецназовцы, комбриг и начальник штаба 66 ОМСБр, военные разведчики (Митрофаныч и К), все наше полковое начальство и несколько солидных граждан.
           Что случилось? Почему не знаю? Моментально отправился на перекур, т. е. на стоянку.
           Компания начальников разбилась на две неравные группы. В центре внимания большой высокий блондин в джинсовых шортах, фирменной майке, "хамелеонах" и кожаных сандалиях. Годков ему под тридцать. Легкий загар, широкозубая улыбка, русская речь с сильным акцентом и размашистая жестикуляция создают впечатление, что видишь курортника - прибалта на отдыхе где-то в Крыму или на Кавказе. Природа соответствует.
           Ничего не понимаю. Разговор в компании отрывистый, беспредметный. "Прибалт"(так я его просто окрестил) в шортах оживленно рассказывает о каких-то новых моделях автомобилей.
           Послушав минут пять, перекурив, обращаюсь к знакомому спецназовцу:
           - Что за курортник? Что такой веселый? И вообще почему -- это все начальство здесь кучкуется?
           Тот не долго думая прерывает разговорчивого "прибалта": --"Марек, расскажи военному, почему ты веселый такой. "
           Улыбка до ушей: - "Так я вам расскажу и покажу. Все-все! А я получу... Забыл... Матка боска!... страховку! Много - много доляров. Вы же меня не расстреляете. Мы же славяне, братья..." - выдал единым залпом блондин.
           Вот это да! Поляк. И правда славянин.
           Появление европейца на центральной торговой улице Джелалабада произвело неизгладимое впечатление на дуканщиков. Все равно, что появление слона или верблюда на рынке в одном из провинциальных городов, где нибудь, на севере России-матушки.
           А что это не командировочный "шурави, - инженер или корреспондент владельцы лавок поняли сразу. Как потом оказалось, особенно, поразили их шорты.
           Не прошло и получаса, как лениво прогуливавшегося иностранца, под белы рученьки, увезли наши то ли разведчики, то ли спецназ...
           Наверное, поляк на это и рассчитывал. Он не сдался сам, а был арестован, чему свидетелей не один десяток. И, наверное, в его страховом полисе был предусмотрен и такой вариант, как захват спецслужбами.

           Да здравствует нерушимая советско-польская дружба!

           P.S. Получил ли Марек доляры?

Спецназ ГРУ. Фото из интернета.
Спецназ ГРУ. Фото из интернета.

https://proza.ru/2015/04/26/486

(Продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Леонид Москаленко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен