Запад привычно критикует Россию, Путина, Правительство - да всех нас критикует.
Все, чтобы не говорили наши лидеры, разбирается до абзаца, предложения, слова и даже запятой, а уж многоточие (!) – это их пугает до каталептического припадка.
Их тревожит, что Путин на Валдае только в начале речи упомянул "референдумы" на захваченных территориях, а почти все остальное время уделил противостоянию с Западом. В частности, он утверждал, что Запад хочет использовать богатство России и других стран в своих целях.
И если мы это знаем еще с 90-х годов, то прозападные критики России, только сейчас поняли, что это антиколониальный дискурс! И, якобы, он «ставит Россию в положение стран третьего мира».
Некий эксперт Аббас Галямов намекает, что эти речи десятилетиями говорили политики из Уганды, Ганы, Ливии, Ирака и прочих "передовых" государств планеты". А теперь и российский президент «опустился» до их уровня. Если я правильно поняла этого эксперта, то сколько же высокомерной спеси в одном только предложении!
Видимо, только таких экспертов можно цитировать на сайте BBC.
А вы знали, что Россия, оказывается, движется в сторону "идеологизированной автаркии"? То есть замкнутого самовоспроизводящегося сообщества с минимальной зависимостью - очень БиБиСи это тревожит.
Давайте разбираться.
Автаркия от др.-греч. αυτασκεια — самообеспеченность, самодостаточность. Под этим термином понимается и замкнутая, независимая от внешнего мира экономическая система, и характеристика самодостаточности общества, экономики и государства.
Автономная экономика обычно возникает в резeльтутате разных обстоятельства. В нашем случае, в силу отсутствия или существенно ограниченной внешней торговли. Именно поэтому страна вынуждена переходить к самодостаточности, самостоятельно формировать производственную и технологическую структуру. И особенно важно идеологически выстроить социальную политику таким образом, чтобы все общество — от элит до малоимущих классов — пользовалось, потребляло и доверяло товарам и продуктам, созданным исключительно внутри такой экономической системы.
Автаркии уже случались в истории мира.
Самодостаточной экономикой был Китай эпохи династии Мин, когда с середины XV века императоры Поднебесной начали проводить изоляционистскую политику и сокращать внешние связи. Отчасти автаркией была Япония эпохи Эдо, когда фактически правившие страной сёгуны рода Токугава запрещали любые контакты с большинством зарубежных стран.
Кстати, Запад тоже имел такой опыт, когда европейские колониальные державы создали систему, заточенную не на производстве, а исключительно на обращении товаров (внешней торговле) и накопление денежных капиталов внутри страны ( грабили колонии, если говорить без научных терминов). Не так давно, в XVII-XVIII веках, в европейских странах была та самая ограниченная автаркия. И эти люди учат нас...
В автаркии из-за международной изоляции оказалась и Советская Республика сразу после Гражданской войны, когда наша страна свалилась в жесточайшую бедность, была вынуждена довольствоваться локальным производством и экономике элементарно не хватало валюты для торговли и не было избытка товаров для обмена с соседями.
Но стремительно развивающаяся глобализация последних тридцати лет была настолько всепроникающей, что в современном мире нет полностью автаркических экономик, и даже самые изолированные из них, такие как, например, Северная Корея, получают поддержку или помощь извне и в некоторой степени участвуют в международной торговле, даже если это участие ограничено самыми серьезными санкциями.
BBC боится, что Россия строит "идеологизированную автаркию.
А как иначе-то?
Тотальная экономическая война, Россия на грани полной торговой блокады, санкционная война,, которую развязали против России США и большинство европейских стран, Япония и прочие сявки гегемона после начала украинской спецоперации. Российское правительство вынуждено начать переход к самообеспеченности и самодостаточности. Только мне бы не хотелось считать это импортозамещением. Мы должны просто строить необходимые нам недостающие производственные базы, производить нужные товары и вовсе не обязательно замещать западные образцы.
Экономика России не может жить только на запасах СССР, нужно изменять и структуру уже существующей модели бизнеса, и заниматься поиском новых моделей бизнеса.
А как это сделать?
Мои собеседники, фанаты отца народов, знают как.
Но есть среди современных экономистов умные люди. Я на днях слушала Александра Лосева. И поняла вот что - Путин не должен надевать китель Сталина.
Просто мы, все мы должны безоговорочно принять необходимость мобилизации страны, как было в прошлом веке, когда СССР стал второй экономикой мира по ВВП. Наши деды сумели объединить цели и усилия общества: народа и российских элит (они тогда тоже были, не удивляйтесь) для достижения того самого, советского экономического, технологического, научного и гуманитарного суверенитета.
Нам очень нужен суверенитет. А мы правильно понимаем это слово?
Это независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти внутри страны.
Для этого всего лишь нужно:
- обеспечить научно-техническое и промышленное развитие;
- создать и поддержать собственные технологии и инфраструктуру;
- обеспечить независимость политики, экономики и обороноспособности от иностранных технологий.
Неужели не справимся?
И тут меня занесло. Возомнила себя практически президентом.
Наше государство должно четко отслеживало, какие импортные товары или комплектующие западных производств можно приобретать, а какие…послать далеко. Мы живем в условиях геополитической конкуренции и внешних угроз. Времена не выбирают.
И вообще: «Мы не собираемся изолироваться, а жестко изолировать в современном мире вообще невозможно никого, а уж такую огромную страну, как Россия, точно невозможно. Поэтому мы будем работать с теми нашими партнерами, которые хотят взаимодействовать». Ну, вот ничего такого нового президент не сказал в одном из своих выступлений. Ничего такого, чтобы не знали западные эксперты.
И чего тогда придуриваются?
Мне понравилась незамысловатая шутка в телеграм-канале политолога Татьяны Становой.
"Путин превращается в геополитического Навального, пытающегося организовать цветную революцию против США»
«В каждой шутке есть… доля шутки», и в этот раз мы не имеем права проиграть.