Празднованию 50‑летия Октября власти придавали большое значение. С начала года шла масштабная подготовка к торжеству, а «генеральной репетицией» стал Первомай. Тогда на Дворцовой площади и в других местах и появились первые декорации — афишные тумбы в революционном стиле, на которые были наклеены листовки, воззвания, газеты и фотографии. #INJECT_1# К осени вся центральная часть города превратилась в грандиозный «зрительный зал»: главные улицы и площади утопали в кумаче, декорациях и транспарантах, а изюминкой юбилея стали светящиеся «объемные пластические композиции». По словам главного художника города Василия Петрова, «динамикой бегущих и пульсирующих огней они больше подчеркивали строгую и благородную красоту города». «Зрительный зал — весь город», «Огни на карте» — такие заголовки можно было увидеть в те дни на страницах городских газет. Студентка Лесотехнической академии Зинаида Лелянова отмечала в своем дневнике: «На Неве и Невском идут репетиции по освещению, салютам, фонтанам и прочему. Даже сейчас это впечатляющее зрелище, а что будет в праздник?!». Правда, немало было и горожан, воспринимавших все это несколько иначе. Например, драматург Александр Гладков отмечал, что, несмотря на якобы праздничное настроение, «все напряжены и ждут дальнейшего зажима», а театральный чиновник Людмила Зотова сетовала: «Вот и канун «великого праздника», а на душе пусто. Мне кажется, что и большинству народа тоже довольно наплевать, хотя шума много»… Что касается установленной на Думской улице 25‑метровой световой карты, на которой был схематически изображен план вооруженного восстания, то кроме всего прочего она имела «динамическое и звуковое сопровождение». Каждый вечер в половину шестого карта начинала светиться белыми огнями, на ней были отмечены главные городские магистрали, корабли на Неве, а флажками — «очаги восстания». По краям карты загорались красные «революционные» огни, постепенно заполняя всю площадь. Последним белым пятном оставался Зимний дворец. После пушечного сигнала с Петропавловской крепости звучал выстрел «Авроры», а потом речь Ленина… «Вы действительно услышите и выстрел, и слова нашего вождя о победе в первой в мире социалистической революции», — писала «Ленинградская правда». В создании необычной конструкции участвовали шесть ленинградских предприятий. Архитектором выступил специалист по коммунальному строительству Виктор Хазанов. Общий монтаж выполнили инженеры и техники Ленинградского отделения треста «Севзапэнергомонтаж», имевшие большой опыт работы на тепловых и атомных станциях Северо-Запада. А вот вся электрическая часть была автоматизирована: за нее отвечали специалисты объединения «Светлана». Чтобы подвести питание к гигантской карте, потребовалось протянуть 50 километров кабеля. Спустя три года после громкого юбилея революции встал вопрос о возвращении исторической доминанты Думской улицы, и городские власти взялись за воссоздание портика Руска, оформлявшего прежде Перинные ряды со стороны Невского проспекта. Однако вернуть его на прежнее место не удалось, поскольку под землей уже находилась станция метро. Пришлось отодвинуть портик немного в глубь Думской улицы. Ради этого решили «пожертвовать» звуковой картой, а саму конструкцию в 1971 – 1972 годах перенесли в сквер у Смольного. Ее установили справа от центрального въезда, между памятником Карлу Марксу и зданием 157‑й школы (ныне гимназия имени принцессы Ольденбургской). Правда, вскоре карта «замолкла» и перестала светиться. В таком виде она простояла здесь более двух десятилетий. В середине 1990‑х годов ее разобрали.
Восстание в свете и звуке. Как появилась световая карта Октябрьского вооруженного восстания
3 ноября 20223 ноя 2022
1
2 мин