В нулевые правительство Германии, находясь под большим влиянием зелёных политиков, приняло решение отказаться от ядерной энергетики и полностью закрыть атомные электростанции в ближайшие годы. Это решение было в целом исполнено, большая часть реакторов была остановлена, а оставшиеся три планировали отключить от сетей в 2022-2023 гг.
Зачем немцы пошли на такое решение, можно ли было обойтись без него, возможно ли вернуть закрытые станции в эксплуатацию с учётом возможного энергетического кризиса в зимний период? Давайте разбираться.
Судьбоносное решение
Дебаты по вопросу ядерной энергетики в Германии развернулись с конца девяностых – начала нулевых. И это неудивительно: с одной стороны, четверть всей электрической генерации в объединённой Германии обеспечивалась за счёт АЭС, экономика цвела, а промышленность развивалась невиданными темпами – даже на востоке, где ещё сильны были последствия коммунистического господства.
В то же время важнейшую роль в германской политике тех лет играла партия «союз 90/Зелёные». Эта партия стала порождением аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Катастрофические последствия аварийной ситуации так поразили жителей ФРГ, что они создали влиятельную партию и вложили в её программу требование полностью прекратить эксплуатацию атомных станций в Германии в максимально сжатые сроки, а постройку новых генерирующих объектов такого типа – заморозить.
Христианские демократы и социалисты в основном считали, что станции следует сохранить, либералы из СвДП и коммунисты вели себя ситуативно, а «зелёные» и социал-демократы блокировались, напрочь забыв про интересы немецких рабочих. Этот политический союз стал довольно результативным, но конечную роль в запрете приписывать парламентской работе было бы нелепо.
Как и в случае с ЧАЭС, всё решил злой рок. В 2011 году на японской атомной станции разразилась драматическая катастрофа, вызванная последствиями наводнения и землетрясения. Несмотря на то, что подобных природных катаклизмов в ФРГ отродясь не бывало, колоссальный ущерб, причинённый природе, людям и климату, сподвиг немецких политиков на достижение консенсуса.
Использовать уже существующие энергоблоки казалось преступно самонадеянным. Власти республики полагали, что, если и в их стране, плотно населённой и лишённой японского опыта борьбы с техногенными катастрофами, случится нечто подобное, последствия будут не ужасными, а катастрофическими.
Взамен атому предлагалось применять альтернативную энергетику. Подобное решение поддержали почти все фракции бундестага — оно было принято голосами 82% депутатов.
Жители не отставали в поддержке инициативы: многим тогда казалось, что светлое будущее с альтернативной энергетикой наперевес не за горами. В университетах рьяно взялись за изучение зелёной энергетики и возобновляемых источников.
Однако то, что гладко было на бумаге, на практике оказалось далеко не столь радужным. Цена вопроса, трудности техногенного характера (вроде то разливающегося, то пересыхающего Рейна и других великих германских рек), а также политические разногласия с Россией постоянно вставляли проектам по альтернативной энергетике палки в колёса.
Осталась только Грета
Кроме того, оказалось, что закрытие атомной станции — удовольствие не из дешёвых. Весь комплекс мер обойдется в пределах 500 млн евро. Стоит учесть, что у Германии было 19 реакторов, из которых закрыли 16 энергоблоков. Это были колоссальные расходы из государственного бюджета.
А ещё потребовалось компенсировать всё атомным концернам, что также обошлось в кругленькую сумму. По различным данным, суммарно речь шла о 2-3 десятках миллиардов евро. На фоне закрытия старых станций немцы стали искать альтернативные способы, не связанные с ядерной генерацией.
Так в дело пошли угледобыча, газ и другие ВИЭ – возобновляемые источники энергии. В лучше годы примерно 70% добываемой в стране электрической энергии получали при помощи ресурсов природы.
Но одно дело – пиковые экспериментальные значения, и совсем другое – повседневная эксплуатация. Поэтому сегодня доля ВИЭ не превышает половины национальной генерации, а чаще не дотягивает и до 40%. Немцы по-прежнему видят своё общее будущее в альтернативной «зелёной» экономике и генерации. Страна достигла недюжинных успехов по этой части, но у всего есть своя цена – причём в буквальном смысле.
Нужно больше ресурсов
Последние события, связанные с радикальным ухудшением российско-европейских и российско-германских отношений в частности, не могли не сказаться на энергетическом балансе Германии. И действительно – немцы опасаются, что в зимний период могут остаться без света и тепла. Как только ситуация обострилась настолько, что стала угрожающей, страна стала искать упущенные возможности.
Жаль только, что поздновато: из числа ранее закрытых блоков шесть уже разбирают. Остановить этот процесс равнозначно строительству объектов с нуля, так что эта возможность упущена. Ещё почти с десяток блоков законсервированы: это означает, что там есть персонал и охрана, поддерживается необходимый режим, и вернуть в действие станции не составит труда, да и денег потребует относительно небольших.
Но любой ядерный объект должен пройти сертификацию и лицензию от национального и европейского регуляторов — а вот это уже процесс, требующий денег, времени и сил. Чтобы соблюсти все формальности, потребуется от 24 до 30 месяцев – а их-то как раз у немцев нет.
Три реактора, ещё не выведенных из эксплуатации, находятся в аналогичной ситуации – у владельца нет ресурсов и запчастей, да и лицензию никто не продлевал, остались считанные месяцы. В частности, две станции будут закрыты в апреле следующего года, но это лишь небольшая передышка. Тем более что станции находятся в изолированной местности, доставлять туда ресурсы и оборудование для ремонта и нового строительства очень дорого и трудно.
Опасны ли АЭС? Да. Но их вклад в загрязнение природы принято, мягко говоря, преувеличивать. Работающие станции сокращают выбросы углекислоты и другой пакости в атмосферу на миллиарды тонн, что сопоставимо с поглощаемым лесами объёмом. АЭС – резервные лёгкие нашей планеты.
Естественно, Германия зимой не замёрзнет: у немцев, в отличие от сравнительно бедных восточноевропейских и южноевропейских стран, есть все необходимые ресурсы для того, чтобы закупить (газ хотя бы и втридорога). Вот только прокачать его из Испании или Норвегии будет трудновато.
В общем, современные немецкие политики имеют все основания для критики предшественников.
Если, конечно, у них хватит на это духа.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Можно ли спастись от ядерного удара? Как перестать бояться и полюбить атомную бомбу
✅ Как мобилизация добьет российский авторынок
✅Нянечки, дворники и кровельщики: кто выдавал повестки осенью 2022-го