Сейчас трудно поверить, насколько популярным в прежние годы было автобусное междугороднее сообщение. К примеру, вот куда сегодня можно добраться на автобусе? Есть пригородные и междугородные автобусы, есть международные маршруты – из Москвы без труда можно поехать в Минск, а с большими трудностями даже выбраться в одно из сопредельных государств и запустить гигантский евротур.
А можете ли вы представить себе, что такая поездка, как перемещение между музеями европейских мегаполисов, могла в своё время быть захватывающей, яркой и интересной, полной необычайных приключений и открытий?
А так оно и было! Например, в середине XX столетия из британской столицы можно было отправиться на автобусе в одну из колоний Великобритании — Индию. А несколько лет назад этот маршрут, к вящей радости туристов и туристических операторов, даже пытались вернуть к жизни. Тщетно, к сожалению.
Расскажем о том, как это было
Самым первым сообщение посредством автобуса начала английская транспортная компания The Indiaman. Они отправляли автобус из Лондона, через континентальную Европу, паромом через Босфор, затем по дорогам Турции, Кавказа, Ирана, вдоль Кабульского ущелья, а затем, минуя серпантин Индийского нагорья, в Калькутту, Дели или Агру. В общей сложности это фантастическое путешествие продлилось 50 дней; начавшись 15 апреля, оно подходило к финальной точке только 5 июня.
В салон набились 20 смельчаков, оказавшихся готовыми рискнуть деньгами и головой – путешествия по Ближнему Востоку и Персии никогда не были безопасными, как и турецкий маршрут, где в это время начинались волнения местных курдов. В больших столичных городах, привычных к иностранным туристам, путешественники останавливались в гостиницах, но нередко случалось так, что ночевать приходилось в палатках неподалёку от дороги.
Туристам повезло в Париже, Вене, Стамбуле и Смирне, а вот неподалёку от Будапешта пришлось жить в палаточном лагере. Остановка в бывшей столице британской ост-индской кампании продлилась четыре дня, а затем автобус вместе с немногими смельчаками, осмелившимся вернуться домой тем же путём (таких набралось семь человек) отправился домой.
Обратный маршрут оказался более сложным. К примеру, на ирано-пакистанской границе, перекрытой из-за эпидемии нового смертоносного штамма гриппа (как это знакомо, не правда ли?) путешественникам пришлось делать солидный крюк и добираться по прибрежной дороге, вдоль берега Персидского залива. Из-за этой и других проволочек путешествие продлилось на две недели и два дня дольше задуманного: автобус вернулся в Лондон на исходе 66 дня.
Сотовой связи тогда и в помине не было, и пропавший автобус записали на счёт бандитского нападения; французские и английские газеты соревновались в написании удивительных историй, повествующих о непростой судьбе путешественников. Поэтому, когда туристы вернулись, это спровоцировало волну народных ликований и вызвало невиданный доселе энтузиазм.
Как грибы после дождя, множились новые маршруты. В один период на маршруте между Лондоном и индийскими городами действовало более тридцати туристических компаний! Столицей не ограничивались; одни возили своих подопечных в высокогорный Катманду, другие довозили до удивительных глубинок Бихара и Ориссы, а третьи добирались до Шри-Ланки или даже принадлежавшего в ту пору португальской колониальной администрации Гоа.
Не всегда в качестве транспорта использовали автобусы — в ряде случаев исторические источники говорят о переоборудованных пожарных автомобилях. А один предприимчивый кадр даже решил возить англичан в австралийский Сидней. Разумеется, морской участок пути автобус с пассажирами преодолевал на пароме.
Компанию, осмелившуюся на такой смелый эксперимент (он пользовался вниманием публики и становился предметом публикаций в прессе), можно назвать предтечами Илона Маска и ему подобных. Albert Travel переоборудовал старый даблдекер (автобус с двумя этажами), установив внутри 7 двухуровневых коек, салон, читальный зал с граммофоном и пластинками и курительную площадку для джентльменов.
Первый маршрут, к несчастью, был почти что пустым (согласились поехать лишь 4 человека), что поставило фирму на грань краха. Однако следующий, благодаря радушной встрече в Сиднее и яркой кампании в британской прессе, прошёл на «ура». Всего фирме удалось сделать 14 рейсов туда и обратно, а затем смелый предприниматель погиб в авиационной катастрофе, что поставило крест и на Albert Travel.
Вскоре после этого ушли в прошлое и путешествия в Индию на автобусе. Случилось это с середины 70-х, когда регион стали сотрясать политические катаклизмы. И речь не о мимолётных, хотя и кровавых столкновениях индусов и пакистанцев – те соблюдали интересы британского бизнеса в своём регионе и чаще всего не мешали туристам.
Другое дело – исламская революция в Иране и проникновение с лёгкой руки США террористов-головорезов из «Талибана» в советский Афганистан. После нескольких инцидентов с захватом заложников теми и другими о безопасности путешествий уже и речи не было. Компании одна за другой закрывались: последняя вылетела в трубу в 1980 году.
Одно время на фоне стабилизации обстановки при американской и натовской администрации британский и местный индийский бизнес подумывали о возрождении некогда популярного маршрута. Прорабатывались бизнес-планы и согласования, англичанам даже удалось договориться с вождями федерации племён на юго-востоке Пакистана, но талибы вновь внесли коррективы, отправив неплохую и симпатичную идею под сукно.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ За что англичан не любят их соседи-европейцы?
✅ 8 самых опасных стран мира: когда преступность зашкаливает за все пределы
✅ Почему российские айтишники спасаются от мобилизации именно в Узбекистане?