Продолжение статьи-анализа сериала "Чики" (2020) как архетипического путешествия героини по Морин Мёрдок.
Начало здесь.
Отступление первое: чего хочет женщина
А что, собственно, подтолкнуло наших героинь в путь?
В "Путешествии героини" М.Мёрдок приводит легенду из Артуровского цикла о сэре Гавейне и леди Рагнелл. Не буду утомлять долгим пересказом, саму легенду можно легко найти, и в разных вариациях, и готовый анализ. В этой легенде рыцари Круглого стола искали ответ на вопрос "Чего хотят женщины больше всего на свете?" (да, чем они только не занимались, эти рыцари). И нашли. "Силы суверенитета - права на осуществление своей воли". Так это формулировала леди Рагнелл.
Нашими героинями движет глубокое внутреннее чувство, которое можно примерно сформулировать "Я так больше не могу". Не страх, не стыд, не ... еще что-то. М.Мёрдок называет его "духовной засухой". Женщинам нужно что-то изменить. Примерно так уходят с нелюбимых работ и от нелюбимых мужей. От длительного насилия, физического или психологического, с чьей-то стороны или банально своего внутреннего насилия над собой.
"Силы суверенитета" - просит далекая леди Рагнелл из артуровских легенд. "Независимости хочу " - вторит ей проститутка Люда из XXI века.
Людоеды и драконы
Итак, мы оставили наших героинь на том месте, когда они отправились в путь. Самый логичный выбор для достижения того, что кажется независимостью, это финансовое благополучие и социальный статус. Мать в патриархальном обществе обычно не даёт нужного образца, что делать в таком случае, поэтому образцом становится Отец (здесь имеются ввиду не только реальные мать и отец, но вся совокупность женских и мужских фигур и паттернов их поведения). По М.Мёрдок это этап сепарации от феминности и идентификация с маскулинностью, своеобразное желание доказать матери, что сама героиня никогда не будет такой клушей-домохозяйкой или сухарём-начальницей, невнимательной к детям или чересчур внимательной к мужу... В общем, нужное подчернуть или вписать самой: список ярлыков, которые мы вешаем на женщин безграничен.
Все мы слышали такие заявления: "Я не хочу быть похожей на свою мать; я не хочу даже выглядеть как она". Некоторые женщины не просто боятся быть похожими на свою мать, они боятся стать своей матерью. Матрофобия настолько глубоко проникла в нашу культуру, что мать часто ощущает себя полностью отверженной, непонятой и ненужной, когда её дети покидают дом.
М. Мёрдок. Путешествие героини
Символично, что у трёх из четырёх героинь нет матерей, а единственная мать, появляющаяся на некоторое время, оказывается воровкой и мошенницей. Женщинам действительно если и есть на кого ориентироваться в своём взрослении, то только на отцов.
Итак, на пути открытия своего бизнеса и изменения своего социального статуса героинь подстерегают людоеды и драконы. Этого добра в сериале предостаточно, на любой вкус и цвет: это местные бандиты и предприниматели (иногда, в одном лице), ревностные приверженцы традиций, бдительные социальные службы и просто завистники (иногда всё в одном лице). Главные драконы, как всегда, живут у людей в головах. Но это отдельная история.
Встреча с ними даёт опыт, но и истощает. Минуем их, и перейдем к следующему этапу, в котором абстрактная героиня разочаровывается в том, за чем стремится и возвращается к матери.
Отступление второе: предательство Отцом
Образ того, что в погоне за мужскими ценностями, женщина теряет себя, находит отражение в мифе о предательстве отцом своей дочери. Самым известным таким мифом является миф об Ифигении, принесенной в жертву своим отцом Агамемноном, чтобы вызвать ветер для отплытия греков в Трою. Парафраз этого мифа есть, например, в сериале "Игра престолов", где Станнис Баратеон сжигает свою дочь, чтобы остановить череду неудач и получить божественную поддержку.
Проиграть, чтобы победить
Женщина, играющая по мужским правилам, должна проиграть, чтобы пойти дальше. На самом деле, это условие любого качественного изменения, когда в какой-то момент предыдущие паттерны поведения становятся непригодными и наступает кризис. Проигрыш - это обычно либо болезнь, либо депрессия, либо социальный крах. Что-то, что останавливает героиню, давая ей возможность прекратить биться головой о стену, которую не сломать. А дальше - вот он, спуск в подземный мир, блуждание по дебрям бессознательного, встреча с тем, что М.Мёрдок метафорически называет Тёмной Матерью - всем тем, от чего героиня бежала, что пыталась не видеть и не признавать. И пройти через ужас встречи с этим.
В сериале героини одна за другой сталкиваются с трудностями: они теряют бизнес и деньги, Света теряет ребёнка, Люду выгоняют из дома, Марине приходится признать неудобную правду о своей матери, на их глазах грузовик случайно сбивает подругу. Они сталкиваются со своей инфантильностью, со своей уязвимостью, с неопределенностью и непредсказуемостью мира. Это очень страшно увидеть это в себе и не убежать. Героини прозябают на низкооплачиваемых работах и истытывают постоянные проверки на твёрдость в выбранном пути. Всё это, чтобы получить главный дар своей жизни - интуицию, умение слушать себя и быть собой. С этим даром начинается возвращение.
Мужчина с сердцем
Дар этот сказывается и на завершающем этапе пути - интеграции феминности и маскулинности. Для описания подлинной маскулинности М.Мердок использует образ "мужчины с сердцем". Три из четырех героинь в сериале находят своих "мужчин с сердцем", при этом имея выбор. Марина выбирает рабочего, который трогательно пытается построить отношения с сыном, а не обеспеченного банковского управляющего. Люда выбирает не очень уверенного в себе местного полицейского (который тем не менее сможет приструнить местного "плохиша"), а не воцерковленного певчего, поражённого её перерождением. Света выбирает отсидевшего несколько раз однокашника, вопреки мнению всех окружающих, просто потому, что "он добрый". И именно он своей заботой вытащит её из депрессии после вынужденного аборта. Все эти выборы, они про недооценённые в мире "сильных мужчин" гендерные роли отца, семьянина и любовника.
Для четвертой героини - Жанны - все немного сложнее, ей сложнее смириться с поражением, сложнее дать себе возможность уйти в себя и пройти этот спуск. Но это нормально, это напоминание, что мы все разные, и, хотя, путешествие имеет одну структуру, каждый проживает его по-своему, и одно путешествие является на самом деле миллионами абсолютно разных путешествий.
Пройдя весь круг, героини становятся мудрее, они постигают силу сестринства и силу жизни сердца. Путешествие героини - оно про обретение внутреннего стержня, а не про богатства или внешний статус, поэтому со стороны оно может казаться каким-то бессмысленным как топтание на месте, но это не так. Сравните две сцены: в начале истории их отношение со своим "работодателем" Валерой стоятся по схеме "ребенок- воспитатель" или "подросток-училка",
в конце же обсуждая дальнейшие планы Валера и Жанна говорят на равных, как взрослый со взрослым, и даже доверительно, как старые товарищи, пусть и не друзья. Драконы перестали быть драконами, и стали просто людьми.
Что ж, круг пройден, история рассказана от начала и до конца. Возможно, теперь-то они смогут воплотить свою мечту - открытие фитнесс-центра - в жизнь, ведь это уже другие, более сильные и мудрые героини. Но это уже точно будет другая история.
Литература:
- М. Мердок. Путешествие героини
#чики #женская индивидуация #путешествие героини #мердок