Найти тему
Шляпа Незнайки

Сериал "Чики" как путешествие героини. Часть вторая

Оглавление

Продолжение статьи-анализа сериала "Чики" (2020) как архетипического путешествия героини по Морин Мёрдок.

Начало здесь.

Сериал "Чики" как путешествие героини. Часть первая
Шляпа Незнайки7 ноября 2022

Отступление первое: чего хочет женщина

А что, собственно, подтолкнуло наших героинь в путь?

В "Путешествии героини" М.Мёрдок приводит легенду из Артуровского цикла о сэре Гавейне и леди Рагнелл. Не буду утомлять долгим пересказом, саму легенду можно легко найти, и в разных вариациях, и готовый анализ. В этой легенде рыцари Круглого стола искали ответ на вопрос "Чего хотят женщины больше всего на свете?" (да, чем они только не занимались, эти рыцари). И нашли. "Силы суверенитета - права на осуществление своей воли". Так это формулировала леди Рагнелл.

Леди Рагнэлл и сэр Гавейн - счастливая пара
Леди Рагнэлл и сэр Гавейн - счастливая пара

Нашими героинями движет глубокое внутреннее чувство, которое можно примерно сформулировать "Я так больше не могу". Не страх, не стыд, не ... еще что-то. М.Мёрдок называет его "духовной засухой". Женщинам нужно что-то изменить. Примерно так уходят с нелюбимых работ и от нелюбимых мужей. От длительного насилия, физического или психологического, с чьей-то стороны или банально своего внутреннего насилия над собой.

"Силы суверенитета" - просит далекая леди Рагнелл из артуровских легенд. "Независимости хочу " - вторит ей проститутка Люда из XXI века.

Людоеды и драконы

Итак, мы оставили наших героинь на том месте, когда они отправились в путь. Самый логичный выбор для достижения того, что кажется независимостью, это финансовое благополучие и социальный статус. Мать в патриархальном обществе обычно не даёт нужного образца, что делать в таком случае, поэтому образцом становится Отец (здесь имеются ввиду не только реальные мать и отец, но вся совокупность женских и мужских фигур и паттернов их поведения). По М.Мёрдок это этап сепарации от феминности и идентификация с маскулинностью, своеобразное желание доказать матери, что сама героиня никогда не будет такой клушей-домохозяйкой или сухарём-начальницей, невнимательной к детям или чересчур внимательной к мужу... В общем, нужное подчернуть или вписать самой: список ярлыков, которые мы вешаем на женщин безграничен.

Все мы слышали такие заявления: "Я не хочу быть похожей на свою мать; я не хочу даже выглядеть как она". Некоторые женщины не просто боятся быть похожими на свою мать, они боятся стать своей матерью. Матрофобия настолько глубоко проникла в нашу культуру, что мать часто ощущает себя полностью отверженной, непонятой и ненужной, когда её дети покидают дом.
М. Мёрдок. Путешествие героини

Символично, что у трёх из четырёх героинь нет матерей, а единственная мать, появляющаяся на некоторое время, оказывается воровкой и мошенницей. Женщинам действительно если и есть на кого ориентироваться в своём взрослении, то только на отцов.

Героиня В. Толстогановой - не та мать, которую хочется пускать в свою жизнь и душу
Героиня В. Толстогановой - не та мать, которую хочется пускать в свою жизнь и душу

Итак, на пути открытия своего бизнеса и изменения своего социального статуса героинь подстерегают людоеды и драконы. Этого добра в сериале предостаточно, на любой вкус и цвет: это местные бандиты и предприниматели (иногда, в одном лице), ревностные приверженцы традиций, бдительные социальные службы и просто завистники (иногда всё в одном лице). Главные драконы, как всегда, живут у людей в головах. Но это отдельная история.

Встреча с ними даёт опыт, но и истощает. Минуем их, и перейдем к следующему этапу, в котором абстрактная героиня разочаровывается в том, за чем стремится и возвращается к матери.

Отступление второе: предательство Отцом

Образ того, что в погоне за мужскими ценностями, женщина теряет себя, находит отражение в мифе о предательстве отцом своей дочери. Самым известным таким мифом является миф об Ифигении, принесенной в жертву своим отцом Агамемноном, чтобы вызвать ветер для отплытия греков в Трою. Парафраз этого мифа есть, например, в сериале "Игра престолов", где Станнис Баратеон сжигает свою дочь, чтобы остановить череду неудач и получить божественную поддержку.

Принесение в жертву Ифигении отцом
Принесение в жертву Ифигении отцом

Проиграть, чтобы победить

Женщина, играющая по мужским правилам, должна проиграть, чтобы пойти дальше. На самом деле, это условие любого качественного изменения, когда в какой-то момент предыдущие паттерны поведения становятся непригодными и наступает кризис. Проигрыш - это обычно либо болезнь, либо депрессия, либо социальный крах. Что-то, что останавливает героиню, давая ей возможность прекратить биться головой о стену, которую не сломать. А дальше - вот он, спуск в подземный мир, блуждание по дебрям бессознательного, встреча с тем, что М.Мёрдок метафорически называет Тёмной Матерью - всем тем, от чего героиня бежала, что пыталась не видеть и не признавать. И пройти через ужас встречи с этим.

В сериале героини одна за другой сталкиваются с трудностями: они теряют бизнес и деньги, Света теряет ребёнка, Люду выгоняют из дома, Марине приходится признать неудобную правду о своей матери, на их глазах грузовик случайно сбивает подругу. Они сталкиваются со своей инфантильностью, со своей уязвимостью, с неопределенностью и непредсказуемостью мира. Это очень страшно увидеть это в себе и не убежать. Героини прозябают на низкооплачиваемых работах и истытывают постоянные проверки на твёрдость в выбранном пути. Всё это, чтобы получить главный дар своей жизни - интуицию, умение слушать себя и быть собой. С этим даром начинается возвращение.

Мужчина с сердцем

Дар этот сказывается и на завершающем этапе пути - интеграции феминности и маскулинности. Для описания подлинной маскулинности М.Мердок использует образ "мужчины с сердцем". Три из четырех героинь в сериале находят своих "мужчин с сердцем", при этом имея выбор. Марина выбирает рабочего, который трогательно пытается построить отношения с сыном, а не обеспеченного банковского управляющего. Люда выбирает не очень уверенного в себе местного полицейского (который тем не менее сможет приструнить местного "плохиша"), а не воцерковленного певчего, поражённого её перерождением. Света выбирает отсидевшего несколько раз однокашника, вопреки мнению всех окружающих, просто потому, что "он добрый". И именно он своей заботой вытащит её из депрессии после вынужденного аборта. Все эти выборы, они про недооценённые в мире "сильных мужчин" гендерные роли отца, семьянина и любовника.

Для четвертой героини - Жанны - все немного сложнее, ей сложнее смириться с поражением, сложнее дать себе возможность уйти в себя и пройти этот спуск. Но это нормально, это напоминание, что мы все разные, и, хотя, путешествие имеет одну структуру, каждый проживает его по-своему, и одно путешествие является на самом деле миллионами абсолютно разных путешествий.

Пройдя весь круг, героини становятся мудрее, они постигают силу сестринства и силу жизни сердца. Путешествие героини - оно про обретение внутреннего стержня, а не про богатства или внешний статус, поэтому со стороны оно может казаться каким-то бессмысленным как топтание на месте, но это не так. Сравните две сцены: в начале истории их отношение со своим "работодателем" Валерой стоятся по схеме "ребенок- воспитатель" или "подросток-училка",

Девочки, которых ругают
Девочки, которых ругают

в конце же обсуждая дальнейшие планы Валера и Жанна говорят на равных, как взрослый со взрослым, и даже доверительно, как старые товарищи, пусть и не друзья. Драконы перестали быть драконами, и стали просто людьми.

Валера рассказывает, что хотел быть конструктором, а не вот это вот всё...
Валера рассказывает, что хотел быть конструктором, а не вот это вот всё...

Что ж, круг пройден, история рассказана от начала и до конца. Возможно, теперь-то они смогут воплотить свою мечту - открытие фитнесс-центра - в жизнь, ведь это уже другие, более сильные и мудрые героини. Но это уже точно будет другая история.

Литература:

  1. М. Мердок. Путешествие героини
  2. Э. Нойманн. Страх феминного (например, здесь)

#чики #женская индивидуация #путешествие героини #мердок