Газоанализаторы из страны восходящего Солнца - вот чем выгодно отличаются от предыдущих новый стационарный пост и передвижная лаборатория для мониторинга качества воздуха, которые сегодня приступили к работе в Ленинском районе Челябинска. Как отреагировали жители близлежащих домов на новых соседей, и как еще планируют модернизировать систему наблюдений за качеством атмосферного воздуха - на презентации новинок побывал журналист КП-Челябинск.
«ДЫШАТ» ПО-ЯПОНСКИ
Японское качество теперь на страже челябинского воздуха. Новый стационарный пост и передвижная лаборатория, которые запустили сегодня в Ленинском районе, «дышат» передовыми газоанализаторами японской фирмы «HORIBA».
- Это оборудование считается одним из лучших в мире. Не приходится переживать, что в случае чего импортных запчастей не будет - японцы с нашего рынка не уйдут, у фирмы большое представительство. Много кто с этой компанией работает в стране, - заверил руководитель «Центра экологического мониторинга Челябинской области» («ЦЭМ») Владислав Коробкин.
Современна и база передвижной лаборатории - это автомобиль Ford Transit. Газоанализатор на борту может определить концентрацию более 10 веществ - оксидов углерода и азота, двуокиси азота, аммиака, сернистого ангидрида, сероводорода, формальдегида - и метеопараметры, такие как температура и относительная влажность воздуха, давление, скорость и направление ветра.
Стационарный пост - может «унюхать» те же вещества и способен измерять их концентрацию каждые 20 минут - круглосуточно. Для стабильной работы - предусмотрена система жизнеобеспечения. В дальнейших планах - дооснастить пост дополнительным оборудованием и организовать ручной отбор проб. Это позволит увеличить спектр контролируемых ингредиентов.
Стационарный пост стал десятым в региональной сети. Передвижная лаборатория - третьей.
- Мы обзавелись ими (лабораториями. - Прим. ред.) за счет средств федерального проекта «Чистый воздух». Наш регион один из передовых в плане мониторинга воздуха. Сегодня мы обеспечиваем практически полный охват по контролю качества воздуха в Челябинске, - отметил заместитель губернатора региона Александр Козлов. - Передвижные лаборатории выезжают по обращению граждан, могут измерить концентрацию вредных веществ в любой точке, а также осуществляют плановые передвижения там, где нет стационарных постов. Вся работа согласована с Росгидрометом, соответствует предписанным методикам и позволяет нам принимать управленческие решения в период НМУ или в те моменты, когда предприятия превышают ПДК.
«ЖИТЕЛИ БЫЛИ ИСКРЕННЕ РАДЫ»
Новый пост установили перед домами № 35, 37 и 39 по улице Южный бульвар. Жители были искренне рады, говорит Владислав Коробкин. При обустройстве площадки территорию - где не было асфальта, зато была грязь - осыпали щебенкой. И закрыли пробел в системе постов мониторинга, добавляет руководитель «ЦЭМ»:
- Недостаток этой сети в Ленинском районе мы сейчас скорректировали. Для района характерно влияние с одной стороны бывшей промышленной площадки «Станкомаш» и расположенных там предприятий, а также площадок «ЧТПЗ», «Электромашина» и т.д. С другой стороны - ж/д вокзала и дороги «Меридиан», это достаточно крупные источники. Расположить здесь пост - просилось давно.
Пост уже транслирует данные в онлайн-режиме - новая точка отражена на официальной странице территориальной системы качества атмосферного воздуха Челябинской области.
Чем больше постов - тем точнее результат. По любому факту загрязнения источник могут определить. Но не в случае, когда загрязнение приходит в город извне, объясняет Владислав Коробкин. Не спасают ни инструментальные методы (передвижные лаборатории и посты), ни расчетные. Максимум, что возможно - замерить численные значения этого загрязнения. Например, когда на прошлой неделе в Челябинске стоял едкий смог от пожаров на пригородных болотах, существенных превышений не было, только запах, отметил руководитель «ЦЭМ».
Территориальную систему мониторинга, к которой также подключены 5 модернизированных стационарных постов наблюдения Росгидромета и 10 малогабаритных станций, планируют расширить за счет увеличения последних. Они позволят контролировать воздух на большей территории с наименьшими затратами. Программа уже разработана.