Спасибо всем, кто заинтересовался уроками моей бабушки и прочитали первые два. Спасибо тем, кто зашёл на мой канал впервые. Сегодня я хочу рассказать о самом главном уроке, который получила от своей драгоценной бабули.
Вы же понимаете, что помощь бабушки в создании модного гардероба или советы по созданию своего стиля важны для молоденькой девушки, но!!! - это не основополагающе для будущей жизни. Всё это я могла получить позже от чужих людей, да и без этого всё могло бы сложиться в жизни неплохо.
Эта серия очерков о моей бабушке была задумана для того, чтобы сообщить о ГЛАВНОМ уроке. Именно бабушка сумела создать во мне пожизненную мотивацию к обучению.
Сразу скажу, бабушка не имела педагогического или другого серьёзного образования. Только гимназия и курсы машинописи и стенографии. Хотя по тем временам и это было немало, и помогло ей выжить в тех условиях, куда загнали обстоятельства.
Она любила читать. Однажды обмолвилась, что любит поэзию Лермонтова и в молодости выучила поэму "Демон" наизусть. Бабушку за книгой я видела не часто, ведь на ней были все домашние дела. Она читала, когда ежедневные рутинные дела были выполнены, а ещё лучше, если нас не было дома и никто её не отвлекал.
Я к четырём годам читала уже бегло. Но перед этим долго не могла понять, что же делать с мягким знаком. Так и читала "мыш-мягкий-знак", "кон-мякий-знак-ки". Самого обучения грамоте не помню; наверно, ухватывала, когда бабушка учила сестру (старше меня на 5 лет).
В школу я пошла учиться с энтузиазмом. Со всех сторон слышала, что это признак взрослости. Поскольку я была ребёнком проказливым, даже с элементами "хулиганистости", то главным напутствием мне было: "Веди себя так, чтобы маме и папе на работу не писали жалобы!" Когда школа была позади, бабушка сказала о своих опасениях, что родителей будут регулярно вызывать из-за моего поведения. Опасения не сбылись!
В первом классе бабушка возила меня в школу и обратно. Она была далеко от дома, но с обучением английскому языку со второго класса, что было редкостью в 1963 году. Во втором классе она уже сажала меня одну на автобус, а после уроков встречала на остановке. Вначале первого класса сидела рядом со мной, пока я выполняла домашнее задание. К концу года - только проверяла выполненное. Когда задания стали посложнее, бабуля требовала написать в черновик, проверяла и разрешала переписать в чистовик. Был у нас тогда Дневник наблюдения за природой. Милая моя бабушка завела себе тетрадь, куда вписывала температуру воздуха и наличие осадков. Конечно же, она меня опекала: я была тогда мелкой; перед школой обнаружился астигматизм +6; много времени уходило на поездки в автобусе! Но ни разу я не слышала. чтобы меня пожалели. Надо и всё!
И никогда за 10 лет учёбы в школе я не услышала от бабушки и родителей ни слова в осуждение действий учителей. "Если учитель сказал, выполняй. Учитель знает, как надо". Став взрослой, имея детей школьников, выяснила, что мама и бабушка поступали так намеренно: не создавать ребёнку сложности в учёбе; всё равно придется придерживаться требований учителя; если на смену придёт другой учитель, то также со своими правилами!
Спустя десятилетия я спросила бабушку: "Как ты узнавала, что я неправильно пересказываю текст на английском языке? Ладно, когда ты заставляла меня ещё и ещё повторять играть гаммы и пьесы на фортепиано! Там хоть слышны спотыкания!" Она рассмеялась: "Да точно также! Речь не звучала гладко! Видно было, что ты в себе не уверена". Бабуля уже давно не готовила со мной уроки, но мне нравилось выбирать её слушательницей, пока она возилась на кухне.
Вспоминая свою бабушку, я понимаю, что её роль в формировании моей речи, памяти и интеллекта огромна.
В летние дни она давала мне 10 копеек на кино и 19 копеек на мороженое (помните, продавец ложкой наполняла хрустящий вафельный стаканчик пломбиром, ставила на весы и, не дожидаясь остановки качания стрелки, вручала нам в руки). Даже если никто из соседских девочек не составлял компанию, я шла одна. А когда возвращалась, устраивалась рядом с бабушкой и, по незаметно сложившейся традиции, пересказывала ей фильм. Она задавала наводящие вопросы. Я, видя её интерес, рассказывала с мельчайшими подробностями. Теперь-то я вижу, что её вопросы принуждали меня высказывать и своё отношение к увиденному.
Читать я любила всегда.
Кто-то скажет, что это было веяние времени из-за отсутствия телевизора, а после его появления - из-за ограниченного количества интересных программ. Хочу вам возразить. И сейчас молодежь читает много - в тех семьях, где их приучили.
Перед переездом я распродавала свою обширную библиотеку (много книг везти не могла). Среди покупателей было много молодёжи. Один парень лет 20-22 сказал, что ему нравится держать в руках бумажную книгу и, особенно, 50-тых, 60-тых годов издания: "Они пахнут особенно!" Поэтому он и собирает себе букинистическую библиотеку. Но, конечно же, много читает электронных книг. При этом вид у него был далёк от эдакого "ботаника" - высокий симпатичный парень спортивного телосложения. Аватаркой в ватсапе было его фото в горах в горном снаряжении. Надо верить в наши будущие поколения!
Чтобы дети читали, им должен быть привычен вид читающих взрослых. Даже очень занятые родители должны во имя будущего своего ребёнка жертвовать 30 минутами и читать на глазах ребёнка печатную книгу. И можно при этом сказать детям, что не могут оторваться, а уже пора готовить ужин. Воспитание детей сродни актёрскому мастерству. Хотите воспитать в своём ребёнке качества, которыми не обладаете сами - изобразите! Здесь поможет только личный пример, а не назидания!
После книг из библиотеки пионера бабушка обратила мое внимание на книги Марка Твена, Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Александра Дюма. Список можно продолжать долго. С её подачи лет в 14-15 я прочитала "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, "Нетерпение сердца" Стефана Цвейга, "Дамское счастье" Эмиля Золя (это уже книги для взрослых - "про любовь", как мне казалось). Все книги и не перечислишь! Словом, все те книги, которые не входили в школьную программу, но заинтересовали меня в чтении гораздо больше, чем программные произведения.
А ещё - бабушка никогда не отмахивалась от моих вопросов. Казалось, она знает всё обо всём. Она была для меня авторитетом. Если ответить не могла, то подсказывала, где найти информацию. При этом она говорила: "Не стыдно что-то не знать. Но плохо - не стремиться узнавать новое".
Она знала моих друзей и одноклассников по именам. Всегда помнила мои рассказы. Мне не нужно было ей напоминать: "Помнишь, я тебе говорила..." Этим бабуля подстёгивала и меня удерживать знания в памяти.
На детские кукольные спектакли меня водили с малых лет. А в семь лет бабушка открыла мне мир балета. "Лебединое озеро", "Шурале", "Жизель" поразили моё воображение! Позже мы с одноклассницами бегали в театры по собственной инициативе. Главное, что это уже вошло в привычку.
В нашем доме было много книг по искусству. Бабушка обращала моё внимание и на них.
Не думаю, что бабулечка ставила себе какие-то чётко сформулированные педагогические цели. Но именно так развивались мои память, словарный запас, речевые навыки, любовь к чтению!
Так получилось, что в 45 лет мне потребовалось получить второе высшее образование. Бабушки уж не было в живых. Верю, что она оттуда благословила меня и на этот шаг.
Сейчас (в 66 лет) я начинаю учиться рисованию. Ох, уж это бабушкино влияние!