Любую ответственную маму и бабушку всегда волнует вопрос: "Как развивается мой ребенок?" Почему соседский ребенок уже стихи читает, а мой нет. Сегодня ко мне за консультацией обратилась Оксана.
Добрый день, дорогие друзья. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Дорогие друзья, такую консультацию может получить любой из вас (бесплатно). Достаточно обратиться ко мне с описанием вашей ситуации в комментариях под любой публикацией канала. Главное не сердитесь, если отвечу не сразу. У меня большая занятость, а Дзен - это мое хобби в свободное от работы и семьи время.
Жду от вас комментарии по этой теме и ваши дополнительные вопросы.
Сбор анамнеза
Вначале статьи привожу наш диалог, чтобы вам было понятно как развивается ребенок и почему я дала такие советы.
Оксана
Наталья Сергеевна, помогите разобраться с диагнозом. За 5 месяцев была уже у 5 неврологов и даже психиатра. Большая часть ставит ЗРР или задержку экспрессивной речи. Врач в детском диагностическом центре в заключении написала "синдром моторной алалии". Психиатр поведенческих проблем не нашла. Но мне хочется знать точно, искать где-то очень много денег на реабилитацию фактически "речевого инвалида" или надеяться, что это всего лишь ЗРР, поэтому домашних занятий хватит.
Нескучная логопедия
Опишите подробнее. Какой возраст у ребенка. Родился в срок или раньше. Были проблемы во время беременности и в родах. Что он или она ест (питание твердой или перетертой пищей). Как пьет. Как протекало раннее речевое и физическое развитие (когда появились гудение, лепет, первые слова, когда сел, пополз, пошел и т.д). Какая речь сейчас (полное отсутствие - если полное отсутствие, то как плачет ребенок громко с голосом и звуками аааа, у,и и т. д, звукоподражания и жесты, есть слова - какие, сколько, есть фразовая речь). Как ребенок понимает обращенную речь. Какое лечение назначено.
Может ли ребенок повторять за вами артикуляционные гимнастику (открыть и закрыть рот, вытянуть губки трубочкой, как при звуке у, высунуть язык изо рта, убрать в рот, поднять язык вверх, опустить вниз, влево, вправо, пощелкать как лошадка, надуть щеки).
Оксана
Моей дочери 2 года и 5 месяцев.
Родилась на 40-й неделе путем экстренного кесарева сечения из-за начавшейся во время родов гипоксии. Во время беременности 3 раза лежала на сохранении из-за скудных кровяных выделений. Многочисленные узи не показывали никакой проблемы с плодом, плацентой. Скорее всего просто лопался мелкий сосудик внутри (не в матке). Операцию произвели очень быстро, спасибо врачу, что сразу услышал, как не хорошо бьётся сердце у ребёнка. Воды были зелёные, хотя я даже простудой не болела.
До сих пор вся эта ситуация для меня остаётся загадкой. А самое интересное то, что в день родов я была утром у своего участкового врача, который заверил, что рожу не раньше, чем через 10 дней. А затем уже в роддоме меня проверили на всех аппаратах, но родовой деятельности не увидели. Приехала обратно спустя 2 часа. И тогда уже врач констатировал раскрытие.
Родилась дочь 7/8 по шкале Апгар, здоровенькая. Педиатрам нравилась. Закричала мгновенно. Прям как сейчас помню и даже плачу.
- Прикорм, а затем уже и еду в пюре не перетирала, только мелкими кусочками, чтобы работал речевой аппарат. Как только появились первые зубы, стала грызть куски яблок. Кормление было смешанным, но обычную соску не давала. Пьёт из кружки с года(может, чуть старше). Проблем с питьем никаких. Кушать тоже может аккуратно, если постарается. Сейчас даю морковь кусками, чтобы грызла и жевала, тренировала корень языка. (Нескучная логопедия - вы большая молодец, всё праильно).
- Насчёт гуления не помню точно. Агукать стала уже 2 месяца, если я не ошибаюсь. Не понимаю, что такое гуление. Наверно, оно было для меня не явным. (Нескучная логопедия - это и было гуление). Хотя помню как она стала произносить чётко звуки "бв", даже не смотря на меня. Я пугалась. Моя мама мне говорила, что это она так речь осваивает. Помню, сидит она на папе месяцев в 6. Он берётся за край её ползунок и произносит "штаны". Она следом тоже берётся за штаны и произносит что-то типа "а-а-а-", подражая отцу. Просто не помню у неё неразборчивых звуков. В 7 месяцев начался период Амам, который вскоре перерос в "мама". (Нескучная логопедия - это лепет) Уже после года она могла говорить папа, баба, дядя. (Нескучная логопедия - это первые слова).
- С крупной моторикой всё плохо. Перевернуться со спины на живот смогла аж в 6,5 месяцев, после уже не первого курса массажа и уколов Кор... тек... сина (за название могут ограничить статью). Тогда я была уже такая злая на своего невролога, которая всё чего-то ждала, хотя у ребёнка был дистонус. Почему нельзя было сразу Кор... тек... син назначить, не знаю. У неё и звуки сразу после него пошли. Это я чётко помню. Поползла не раньше 8 месяцев, села в 9-10. Пошла в год. И я выдохнула. С мелкой моторикой всё не так плохо.
- Обращённую речь понимает хорошо и очень давно. Пассивный словарь нормальный. До полутора лет и раньше выучили все основные цвета (включая розовый, фиолетовый, коричневый, серый, голубой, оранжевый и т.д.), геометрические фигуры, и не только круг, квадрат, треугольник, а также трапецию, ромб, параллелограмм, много угольник, овал, получал, пирамиду, конус, цилиндр, куб. Никаких сложностей с этим не было. Обычные фигурки из сортеров и конструкторов. Знает животных и их звуки, все окружающие предметы. Как-то мне в книге показала сачок. Понятия не имею, откуда она это знает или как догадалась. Различает речь и неречевые звуки, слышит их в потоке речи. То есть, я не обращаю внимания, что где-то проехала скорая или милиция, а она моментально идентифицирует "иу-иу". Думаю, может сгруппировать предметы по группам, но ещё проверю. Сенсорного компонента я не нахожу.
- Экспрессивная речь ограничена малым количеством слов. Одной руки хватит, чтобы посчитать: мама, папа, баба, тётя, дядя, на, из звукоподражаний хорошо только ав-ав и пи-пи, и-а, у-у(и протяжно, как волк, и отрывисто, как сова). И то простое пи-пи смогла сказать совсем недавно. Вместо мяу она говорит ню, очень чётко имитируя мяуканье кошки. Уже с года у неё гусь и утка не крякали и гоготали, а говорили дада. Вот тогда я поняла, что с речью не всё хорошо, потому что самые простые К и Г она не говорит. Вместо хрю, говорит только Ю, потому что остальные звуки не произносит. Хотя может сказать Ха-ха, но на английский манер, слишком легко. То есть, беда со звуками смыкания, если я не ошиблась в слове. Недавно научила её говорить два, потому что звук Д и Ва она говорить может, я просто их помогла объединить. Но получается ещё с некоторой паузой д-ва. Лягушка у неё тоже не квакает, а вакает. Есть ещё пара лепетных слов (биби, нянянь, тятять, сиси, ай-ай-ай, фу). Гласные произвольно может произнести А, И, У, Ю, Я; согласные Б, В, Д, З, М, Н, П, С, Т, Ф, Ц. Чаще согласные смягчает. Но проверяла, что и более твёрдый вариант получается. Стал появляться неправильный Г и горловое рычание-кряхтение. Не знаю, как правильно описать. Просто она же знает, что тигр и медведь рычат. Ужасаюсь от этого, потому что исправить горловой Р будет потом крайне тяжело. Буквально на днях у неё добавился Авав(овал) и бабап (бабах).
- Сегодня вечером проверяла язык. Вверх, вниз, в стороны, по кругу может, фиксировать тоже. Сама научилась цокать, как лошадка. То есть явной дизартрии не вижу. Поэтому и не помню гуления. Все произносит звуки чётко. Уточкой тоже губы может вытянуть. Лучше это получается на звуке Ю. А вот У может говорить практически закрытым ртом. Поэтому и дует не протяжно ФУ-У-У, а скорее, ПФ. Без звуков губы тоже смогла сложить в подобие трубочки. Надуть щеки тоже может. Прям сегодня вечером таким образом ей выделяла звук П в слоге Па. Вот странно, что не самое простое слово "тётя" я говорить научила и "Белу-Миладу", сложив её тё-тё и тя-тя, а с простым му, ну никак.
- Речевого негативизма, как такового, не наблюдаю. При мне что-то же говорит, можно даже немного позаниматься, сейчас кайфует от того, что выучила новые слова. Постоянно слышу, как она говорит Тётя, два и авав. Видимо, ей нравятся. А вот с чужими людьми не разговаривает почти. Хотя на приёме у врачей часто говорит ав-ав, когда я рассказываю, что это слово она произносит.
Я подозреваю у неё артикуляционную диспраксию, тем более такая сильная задержка развития крупной моторики была. Слоги она за мной повторить может, а если говорю всё слово, то повторяет лишь последний слог. То есть, Ладусе тяжело соединять. Хотя с цифрой "два" получилось всё сразу. Может ещё сказать Аня. А вот "тётя Аня" вместе не скажет. Получается, у неё проблема с программированием. Надо заниматься повторениями сериями из различных движений.
Фразы кроме "Мама, няня", которая означает "мама, посмотри..." никакой другой нет.
Единственное и множественные число ребёнок различает. Насчёт приставок, не знаю, как проверить.
Задалась вопросом, может ли артикуляционная диспраксия идти отдельно от общей моторной? То есть, явных проблем с крупной и мелкой моторикой я не вижу, хотя многому ребёнка надо ещё учить:
- держать столовые приборы правильно, как карандаш, хотя сам карандаш она удерживать в правильной позиции худо-бедно может;
- прыгать с носков, а не отрываясь всей стопой;
- надевать и снимать даже майки/кофты полностью самостоятельно;
- спускаться и подниматься по ступенькам попеременным шагом.
Но при этом Ладуся откуда-то знает, где право и левой. Я её этому вообще не учила. Каждый раз удивляюсь, когда она мне безошибочно показывает моментально правую или левую часть тела. Я задумываюсь, вспоминая, какой рукой я пишу, а она вообще не думает почти. Как будто у неё эта функция встроенная. Верх, низ она тоже знает, хотя ребенок-диспраксик имеет с этим затруднения. Но я не могу понять, почему она "Надя" сказать не может, а "фуфува" за мной повторила сразу. То есть, аферентной диспраксии здесь, вероятнее, нет.
Нескучная логопедия
Оксана, диагнозы, которые вы упоминаете это заключение невролога, на основании ЭЭГ?
Оксана
Нет, ЭЭГ ничего плохого не показало. Один из неврологов на основании моих слов о ребёнке и небольшого "осмотра" ребёнка написала нам в диагнозе "синдром моторной алалии". Но я до сих пор нигде не могу найти чёткого описания моторной алалии. То есть, как определить, точно ли это она, если ребёнок говорит меньше 10 слов.
Ответ логопеда
Изучив вашу ситуацию могу сказать следующее.
Невролог
Вы молодец, что своевременно показываете свою дочку специалистам.
- ЗРР - медицинский, не педагогический диагноз и если его ставят и назначают лечение, то конечно проходите курсы мед. препаратов и массаж. Хуже не будет, а пользу вы уже на первом году жизни дочки увидели.
- Педагогический логопедический (речевой) диагноз - ОНР I уровня (Общее недоразвитие речи 1 уровня) выставляется если к трем годам у ребенка нет в речи "КОРОТКОЙ ФРАЗЫ", а есть отдельные слова, звукоподражания и жесты (или речь полностью отсутствует). Причинами нарушения речи могут быть как педагогическая запущенность (мед лечение не требуется), так и медицинские ЗРР, алалия, дизартрия и т.д. (параллельно требуется мед. лечение).
Поэтому многие из родителей могли слышать фразу, подождите до трех лет - заговорит. Да, пока это не считается нарушением, но сидеть и ждать НЕ НУЖНО.
Что касается остальных диагнозов
Оксана, пожалуйста успокойтесь и не "придумывайте" дочке "инвалидность". Ваша малышка развивается пока в пределах возрастной нормы. В ваших сообщениях я почувствовала тревожность, поэтому и решила вам это написать. Надеюсь на мои слова вы не будете обижаться.
Все дети развиваются с разной скоростью. Вы это заметили и по физическому развитию вашей дочки на первом году жизни. Да, села она позже, но при грамотном лечении к году всё нормализовалось. Так и с речью одни дети в 2,5 года могут стихи читать, другие еще молчат.
- Алалия (моторная или сенсорная) - это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Диагноз выставляется на основании обследований (какая зона мозга у ребенка нарушена). В вашем случае результаты обследования в норме. По поводу Моторной алалии, если по простому, то "в раннем детском возрасте (2-3 года) моторная алалия выглядит так: "ребёнок всё понимает, но не говорит". В вашем случае и это не соответствует.
- Артикуляционная диспраксия - неспособность совершать последовательные движения языком, губами, ртом, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую. Диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет.
Выделяется два вида диспраксии:
- Афферентная (кинестетическая) – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения – принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа.
- Эфферентная диспраксия (кинетическая) – невозможность ребенка переключаться ртом со звука на звук. Слабо работает язык, губы. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово «Ма-ня». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова. Вместе эти две формы диспраксии существовать не могут.
И подробнее по ребенку
- В вашем случае у ребенка есть речь. Причем это не отдельные звуки и слоги. У дочки много слов и начали появляться короткие фразы: "Белу-Миладу", "Мама, няня". Как вы сами заметили, она смогла произнести сложное слово со стечением согласных "два".
- Почему она пока не может сказать "Тетя Аня", хотя по отдельности произносит? Просто сказать 4 слога для неё пока сложно. Слоговая структура речи у неё ещё недостаточно развита. Попробуйте прохлопывать эти слова по слогам (прошагивать). Сложно в одной статье рассказать о работе по слоговой структуре. Возможно позже смогу и этот материал выложить.
- Очень хорошо. что она может по подражанию повторять за вами звуки и артикуляционную гимнастику, продолжайте эту работу.
- Не все звуки произносит правильно. В два года мы пока не обращаем на это внимание. Цель этого периода - фразовая речь. Если вы сейчас будете её поправлять и говорить её, что она неправильно произносит тот или иной звук, то можете вызвать обратную реакцию. Ребенок закроется и откажется говорить. Единственный момент: если у нее появляется интерес к звуку [Р], то показывайте ей образец от звуков [Т] и [Д]. То есть [ТРРРРРРР] или [ДРРРРРРР]. Мотор у машинки трещит [ТРРРРРРР] или [ДРРРРРРР]. Да и тигр пусть пока так рычит. Пусть она лучше просто говорит [ТТТ] или [ДДДД], похвалите её. И вообще чаще хвалите. Даже если неправильно получается.
- Научите дочку полоскать горлышко водичкой, при этом произносите звук [Г-Г-Г]. Это упражнение тренирует мышцы мягкого неба и спинки языка и помогает вызвать нужный звук. Обыграйте с ней этот момент. Придумайте веселую ситуацию. И у вас всё получится. И если пока не получится, не страшно. Подрастет, поставите звуки.
Еще вам пригодятся советы из статьи:
В ней есть ссылки и на другие полезные материалы.
Оксана, надеюсь мой ответ будет вам полезен
Дорогие друзья, желаю вам успехов в работе с вашими детьми. Буду рада прочитать в комментариях, помогли ли вам мои советы. Поделитесь своими результатами.
Дорогие читатели, если вам интересны статьи такого плана, пожалуйста поддержите лайком 👍.
Поделитесь ссылкой на статью в своих соцсетях🙏!
А если материал показался вам не интересным, поставьте 👎.
Мне очень важно узнать ваше мнение 🙏!
Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍