Найти в Дзене

Книги или гаджеты, на весах разумения

Оглавление

Перед тем как перейти к рассуждениям относительно заявленной темы, дорогие читатели, мне хотелось бы предложить Вам прочесть следующий отрывок из моей сказки: «… Догнав первым откатившийся мяч, Рыжик взвизгнул от удовольствия. И вновь, со всей силой, с которой он только мог, подкинул мяч. Мишутка только и успел отскочить в сторону от пролетевшего мимо снаряда. Мячик отлетел так далеко как никогда до этого, и ударился о колючий куст малины, росший в нескольких метрах от лисьей норы. Зверята побежали догонять улетевший мяч, и на этот раз был первым медвежонок.

- Ой! – вскрикнул Мишутка, схватив свою игрушку, кажется, мой мячик продырявился! И как только тебя угораздило, Рыжик, закинуть мой мяч в этот колючий куст, - и он всхлипнул от огорчения…»

Наверняка, когда Вы читали, образы предстали перед Вашими глазами, и вы смогли нарисовать себе, в мыслях, маленький мультик. Но, ведь не факт, что у Вас было время сосредоточиться на тексте, много дел, суеты, отвлекающих моментов, а жизнь бьет ключом.

Возможно, кто-то из Вас на пол пути бросил просматривать эту статью, а кто-то несколько раз вчитывался в одно и тоже предложение, так или иначе, если мы еще с Вами вместе, продолжу.

Вот если бы я показала Вам иллюстрации к этой сказке, или, вообще, запустила про эту историю видео-ролик, было бы продуктивней, легче бы воспринимался материал, и время сэкономили. Правда же? С детьми ситуации такая же, только еще ярче.

Легкие по восприятию ролики, мультфильмы, различные видео сюжеты – приучили к себе современных детей по средствам гаджетов. Дети, начиная с дошкольного возраста, стали очень продвинутыми не только в использовании волшебной техники, их интеллектуальные способности на пике развития, они умеют проектировать, обладают энциклопедическими познаниями. За секунды найдут в интернете желаемое, НО!

Педагоги и психологи, а также сами родители, столкнулись с трудностями, связанными с тем, что среди дошкольников отмечается все больше случаев, когда, общаясь, дети не могут выразить мысль партнеру по общению, проявляют нетерпимость, нежелание принимать правила другого, а отсюда и учащение случаев, связанных с конфликтными ситуациями.

Как правило, к шести годам ребенок накапливает опыт общения, и на основе этого опыта дошкольник может оценивать эмоциональное состояние сверстника и взрослого человека, понимать своё собственное поведение и понимать состояние другого человека, действовать сообразно ситуации. На сколько это верно?

Что же перевешивает, гаджеты или книги, мультфильмы или сказки, виртуальное или реальное общение???

Современные дети гораздо меньше играют в коллективные игры, практически отсутствует дворовая культура, чтение книг. А ведь именно со сказки начиналось воспитание ребенка с давних пор.

В данном случае стоит поговорить о развитии социального интеллекта. Социальный интеллект — это способности, определяющие успешность социального взаимодействия. Сюда включены способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

Э. Торндайк представлял социальный интеллект как дальновидность в межличностных отношениях, г. Олпорт определял социальный интеллект как «особый социальный дар», обеспечивающий гладкость в общении с людьми.

А.М. Щетинина указывает, что социально развитый ребенок:

– эмоционально откликается на переживания другого;

– воспринимает и правильно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление, интерес);

– эмоционально благополучен;

– демонстрирует самопринятие, положительное отношение к себе;

– считает, что родители его любят;

– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

– как правило, положительно оценивает и хорошо относится к другим детям;

– имеет положительный статус в детском коллективе;

– владеет в доступной в этом возрасте форме поведения и общения.

- А если мы ближе подберемся к вопросу, как же развить подобные умения и навыки у ребенка, то обязательно вспомним о незаменимом инструменте – сказке.

Практически с рождения сказка появляется в нашей жизни, и каждый ребенок растет и несет с собой ее волшебство, мораль и смысл. Как взаимодействовать с людьми, что прекрасно, а что не очень, что с добром, а что со злом, все это познается с помощью сказки. Она и согреет, и объяснит, и научит.

Сказки легко ложатся на слух, запоминаются, побуждают к творческим открытиям, учат рассуждать и преодолевать трудности. И самое главное, что происходит это в непринужденной обстановке, в игре, пропитанной волшебством.

Таким образом, сказка проста в понимании, безболезненно воздействует на восприятие ребенка, дает бесценный жизненный опыт.

А социальный интеллект в дошкольном возрасте активно развивается: в процессе общения со сверстниками; в процессе сюжетно-ролевых игр, в процессе совместного прочтения, разбора, моделирования и проигрывания сказок.

Цель сказкотерапии - активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Сказка стимулирует творческое самовыражение, формирует позитивное отношение к себе и к другим, снижает уровень тревожности, формирует навык конструктивного выражения чувств и эмоций.

Из вышесказанного, понятно, что, воздействуя сказкой на дошкольника, можно способствовать развитию социального интеллекта, и как следствие, формированию коммуникации, развитию понимания себя и другого человека, умению строить отношения с людьми и благополучно осваивать ценностные ориентиры жизни.

На практике, же мы наблюдаем, что даже дошкольникам старшего возраста сложно анализировать ситуации взаимодействия со сверстниками, предвидеть их поведение относительно происходящих ситуаций, считывать эмоции и интонацию.

Сказка становится актуальным инструментом в развитие навыков, на которых и формируется социальный интеллект ребенка.

Через сказку есть возможность донести не просто смысл случившейся истории, но и проработать ее, сопоставив с миром взаимоотношений между детьми, освоив нормы и правила поведения.

Те из моих читателей, кто знаком с циклом сказок, одну из которых я приводила в пример в начале, понимают, что с помощью данных историй, мною предлагается знакомить детей с мимическими сигналами и языком жестов, прививать ответственность за свои действия и поступки.

Помогает каждая сказочная история не только детям, но и взрослым. Создавая сказки для детей 5-6 летнего возраста, в развивающей программе «Приключения лисёнка Рыжика», уделяется внимание полезности материала и для самих родителей. Решая проблемы маленького лисёнка, взрослые сказочные герои показывают положительные примеры в общении с маленькими зверятами.

Использование сказок в сочетании с грамотно подобранным материалом для обыгрывания фрагментов сказочных сюжетов, позволяет развивать социальный интеллект ребенка.

Закончить мне хотелось бы словами Алексея Николаевича Толстого: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Беря из сказок мудрость прожитых тысячелетий, у нас всегда есть возможность написать свой собственный жизненный сценарий, и наша задача, развернуть детей к этому миру и показать все его прекрасные стороны, и помочь пережить некрасивые моменты.

Сказка продолжается, а я не останавливаюсь на достигнутом!

Читайте, придумывайте сюжеты самостоятельно, или, совместно с детьми, и конечно же я буду рада, если Вы присмотритесь и к моим сказочным историям.