Материал Натальи Топурия
Мой сын с аутизмом знал все буквы еще до того, как смог произнести первое слово. Ему было около года. С чтением дела, тоже, обстояли впечатляюще. Он мог прочитать целое предложение в свои неполные 5 лет. Однако, при этом, он не знал как сложить слова в просьбу и попросить о желаемом или необходимом.
Сегодня я знаю, что читал мой сын механически, совершенно не понимая смысла слов. Да он и не мог. Ведь с пониманием речи у него, как и у многих детей с аутизмом, были большие трудности.
Для того, чтоб был понятен смысл печатных слов. необходимо понимать язык.
Недостаточно прочитать текст, чтоб понять вложенное в него сообщение.
Недостаточно уметь читать, чтоб обучаться.
Для развития ребенка и накопления им знаний, навык понимать прочитанное, едва ли не важнее, чем сам навык чтения.
Одна из проблем, с которой сталкиваются аутичные дети - это способность извлекать смысл из прочитанных предложений. И возникает она из-за того, что у ребёнка может быть плохо развита речь и/или ее понимание.
Понимание прочитанного складывается из двух навыков - распознавание напечатанных слов и понимание языка. Человек, который понимает то, что он читает, может ответить на три основных вопроса:
Что означают эти слова?
Какова роль каждого слова в этом тексте?
Какой смысл я могу извлечь из этого сообщения?
Есть три уровня понимания прочитанного:
1. Буквальный. На этом уровне человек понимает о чем или ком говорится в тексте, что и когда происходит. Для этого требуются базовые когнитивные и языковые навыки.
2. Выводимый. К более глубокому уровню понимания относится логический вывод, который можно сделать из прочитанного текста. Тут мало знать факты, нужно уметь прослеживать закономерность событий, делать умозаключения и прогнозировать.
3. Оценочный. Это уровень субъективного понимания текста, основанного на анализе и составлении собственного мнения.
Вмешательства, направленные на улучшение понимания прочитанного у детей с аутизмом, должны учитывать индивидуальные особенности развития речи и когнитивные способности ребенка.
Как можно помочь ребенку понять прочитанное?
1. Используйте наглядные пособия или книги, где текст имеет визуальную опору. Важно показать ребенку связь между тем, что он видит и тем, что слышит. Можно подкреплять текст рисунками, картинками и даже видеороликами.
2. Выбирайте такие тексты, которые доступны для понимания ребенка. Начинайте с понятных слов и односложных предложений. Не торопитесь, навык понимания строиться поэтапно, наслаивая каждый последующий уровень на предыдущий. Поэтому важно не перескакивать и не оставлять пустот.
3. Читайте вместе с ребенком и помогайте ему указывать пальцем на прочитываемые слова. Попутно задавайте вопросы, чтоб обегчить понимание.
4. Читайте о том, что нравится ребенку. Это поможет удерживать его внимание и вовлекать в понимание текста.
5. Создайте благоприятную среду, чтоб ребенка ничего не отвлекало и не раздражало. Не требуйте от него понимания, не показывайте нетерпения и недовольства, это может отбить всякую охоту прилагать усилия и лишить мотивации.
6. Научите ребенка находить в тексте слова, которые он знает и хорошо понимает. Начните из этой точки распаковывать смысл предложения. Помогайте подсказками и наводящими вопросами.
Понимание прочитанного - это многоуровневый навык. Чтоб помочь ребенку освоить его, надо в первую очередь понять на каком из уровней он испытывает трудности. Также, стоит учитывать, что для всех детей будут работать свои стратегии обучения, поэтому они должны быть индивидуальны и ориентированы на способности и ограничивающие особенности каждого конкретного ребенка.
*В статье использованы материалы из журнала Autism Parenting Magazine.
#аватерапиямосква #инклюзивныйцентрмосква #мояпланетамосква #натальятопурия #детскоечтение #детскийаутизм #аутизмпобедим