Найти тему
Государственный Эрмитаж

Телячий окорок. Гастрономическая экскурсия «Недуховная пища»

Эрмитаж – музей энциклопедический. Он гордится богатством и разнообразием своих коллекций, позволяющих познакомиться с множеством шедевров искусства разных стран и эпох. Собрание Эрмитажа многое может поведать о самых разных сторонах жизни, в том числе, и о гастрономических причудах прошлого. Залы хранят память о блистательных императорских пирах, роскошная посуда – о богатстве старинной сервировки.

Каждую неделю мы будем знакомить вас с произведениями из собрания музея, всматриваясь в которые, можно почувствовать, будто вот-вот попробуешь на вкус яства минувших эпох.

Мы продолжаем гастрономическую экскурсию. Сегодня остановимся у картины Жана-Батиста Удри «Телячий окорок».

Жан-Батист Удри. Телячий окорок. Франция, первая половина XVIII века
Жан-Батист Удри. Телячий окорок. Франция, первая половина XVIII века

Жан-Батист Удри был известен, главным образом, как художник-анималист, более двадцати лет он возглавлял шпалерные мануфактуры в Бовè и Гобелèнов в Париже. «Натюрморт с телячьей ногой», как традиционно называется эта картина, относится к тем произведениям мастера, которые были им выполнены под определённым влиянием младшего современника Жана-Батиста Симеона Шардена. В них сказалась более демократическая ориентация художественных вкусов, в сравнении с другими работами Удри.

На фоне простой обшарпанной стены мы видим окорок, подвешенные над старым столом, на котором лежит битая куропатка, стоят две бутылки и тарелка с лимонами. Исключительно незамысловатый по набору изображённых предметов, натюрморт отличается тонкостью и деликатной изысканностью, с которой он написан. Контрастируют, оттеняя достоинства друг друга бутылки прозрачного и тёмного стекла, нежное бледно-розовое мясо окорока и взлохмаченные перья окровавленной птицы. Несмотря на то, что именно во Франции XVIII века картины, на которых изображены одни только предметы, стали называть натюрмортом, то есть, мёртвой натурой, кажется, что картины Удри с поразительной точностью представляет реальность, которая обладает абсолютной конкретностью.

Эта точность создаёт ощущение замечательной прелести жизни, красоты, которая присуща жизни в самых обыденных и повседневных её проявлениях. И в этом подобного рода французская живопись XVIII столетия перекликается с тем, что делали голландцы в веке XVII.

Как найти экспонат в Эрмитаже?

Картина «Телячий окорок» Жана-Батиста Удри представлена в Главном музейном комплексе в зале № 287 (Искусство Франции XVIII века)

На следующей неделе мы продолжим нашу гастрономическую экскурсию и познакомимся с картиной Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом».

#гастрономический эрмитаж