Собор Святого Вита в Праге входит в пятерку самых знаменитых долгостроев мира – на его строительство ушло целых 585 лет. Хотя началась история ещё раньше - в начале 10 века, когда князь Вацлав решил построить каменную ротонду в честь святого Вита, чью десницу (часть руки) ему преподнес в дар германский король Генрих I. На этом месте находилось языческое капище Святовита, бога войны и победы, и Вацлав рассчитывал, что Вит облегчит народу переход к христианству (раньше молились Святовиту, будут молиться Виту – разве не одно и тоже?).
Вит (290-303 гг) – христианский святой, о жизни и смерти которого сохранилось мало сведений. По преданиям он отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. Но так как он отказался молиться римским богам и не отрекся от христианства, его бросили к голодным львам (они не тронули Вита), потом в котел с кипящим маслом или оловом (тут мнения о результате в разных источниках расходятся), и есть вариант, что после этого было еще повешение на столбе.
В 935 году Вацлава убил брат-язычник, потом раскаялся в содеянном и способствовал его канонизации. Так Вацлав стал первым чешским святым, а его могилу в ротонде Святого Вита стали посещать паломники. В 11 веке ротонду перестроили в базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха. Её руины сейчас законсервированы, их можно увидеть через специальные окна с южной части современного собора.
Строительство собора началось в 1344 году по инициативе Карла IV. Архитектором стал Матьё Аррасский, с которым Карл познакомился во время его работы при папском дворе в Авиньоне. Матьё создал проект в готическом стиле, но до своей смерти успел только заложить фундамент, построить основание стен и аркады восточной части. Его проект подхватил малоизвестный архитектор Петр Парлерж, который привнёс новые уникальные элементы. Например, свод из двойных диагональных балок, создающих неповторимый орнамент. К концу жизни Петр закончил только часть трансепта и хор, его сыновья достроили южную сторону храма и часть башни. Но работы прервали начавшиеся в 1419 году Гуситские войны.
Второй подход стартовал после серьёзного пожара 1541 года, от которого пострадала значительная часть левобережной Праги. Архитекторы Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль восстанавливали собор после пожара, перестроили вершину башни-колокольни, возвели капеллу над гробницей святого Войтеха, установили часовой механизм на колокольне. Они привнесли в архитектуру собора элементы барокко, но дело не довели до конца из-за нехватки денег на строительство. В начале 17 века собор сильно пострадал во время Восстания сословий, когда протестанты уничтожили или разграбили всё ценное, а через 100 лет к его разрушению приложила руку прусская армия.
Третий финальный этап строительства начался в 1859 году. Была создана специальная комиссия, которая больше пяти лет занималась адаптацией чертежей Петра Парлержа к современным реалиям. Несколько лет ушло на ремонтные работы и на удаление элементов барокко, которые были немного не к месту в готическом соборе. И с 1873 по 1929 годы собор наконец был достроен. Несмотря ни на что, он получился целостным и гармоничным.
В наши дни попасть в собор Святого Вита можно через Западные ворота (предварительно купив билет, конечно же). Парадный вход – Золотые ворота – находится с южной части храма. Тут же расположена колокольная башня, на которую можно подняться и полюбоваться на Градчаны и Прагу с ещё одного ракурса (единственное – подниматься придётся по узкой винтовой лестнице пешком, а там 298 ступеней. Здесь довольно тесно, учитывая то, что движение еще и двухстороннее.).
Золотые ворота создавались по проекту Петра Парлержа. И там очень много интересных несоответствий.
На решетках ворот размещены стилизованные астрологические знаки. А в нише установлено мозаичное распятие, выполненное по православным канонам. Как это всё могло появиться на католическом соборе – не понятно.
Внутри собор поражает воображение не меньше, чем снаружи. Огромный, но в тоже время легкий, летящий ввысь. Строгий, но одноврменно уютный и радостный благодаря большому количеству разноцветной мозаики. Многие витражи выполнил очень известный модернист Альфонс Муха.
На протяжении веков здесь проходили коронации чешских королей. В соборе Святого Вита захоронены десятки королевских персон и их родственников, включая Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других.
Я лично еще люблю рассматривать водостоки собора, выполненные в виде химер. Честно – мне кажется, что среди них нет ни одного повторения, все абсолютно разные.
В храм мы заходим не каждый раз, но прогуляться вокруг него приходим в каждый наш приезд в Прагу.
Вообще, рассказывать про собор Святого Вита можно бесконечно. Орган, капеллы, часовни, витражи, саркофаг Яна Непомуцкого (из 2 тонн чистого серебра!), крипта, алтари, каждая статуя и дверь... всё имеет огромную историческую и архитектурную ценность. Я пока ограничусь общей информацией, но возможно продолжение и последует…