В прошедшие выходные я побывала в Великом Новгороде. Близ Новгорода есть музей деревянного зодчества - Витославлицы. В старинных избах представлены ремёсла, которыми ещё полвека назад занималась бо́льшая часть жителей России. Валяние валенков вписывается в тематику моего блога. Сняла для вас материал.
Для многих кочевых народов, самой ранней формой материи был войлок. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.
История появления валяной обуви в России относится к середине XIX века. И делать их начали в Нижегородской области. За право считаться родиной этой морозоустойчивой обуви могли бы поспорить Семёновский и Арзамасский районы. Всё хорошее быстро распространяется. А по скольку Великий Новгород находился на пересечении торговых путей, это ремесло быстро переняли у нижегородцев. В то время валяные сапоги считались ценным приобретением для каждой семьи, надевались исключительно в праздники. С развитием промысла обрядовое назначение валенок менялось: из праздничной обуви валенки перешли в категорию повседневной и рабочей, а в конце XX века превратились в обувь для детей и стариков.
Валенки изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чём и основан принцип войлоковаляния.
Говорят, что валенки валял каждый третий житель Новгородской области. Но мастерские закрылись, умельцы разбрелись. Валяльщиков в России осталось мало, а мастеров-колодчиков и того меньше. На сегодняшний день на всём Северо-Западе действует лишь одна настоящая катавальня, находится она, кстати, в Вологодской области.
Валенки - дело сезонное. С приходом осени начинали приходить заказы в маленькие мастерские по всей области. И как раз овцы наращивали свою шевелюру. Шерсть, выросшая с весны, шла на валенки, а выросшая с осени - для пряжи.
Начинается производство с пробивки овечьей шерсти. Шерстобитная машина - единственное механическое устройство в мастерской. Шерсть навешивают, сортируют, сушат и небольшими клочками кладут на транспортер. Волокна расчесываются в одном направлении. В результате получается длинное шерстяное полотно. Это полотно расстилается на столе, отделяется нужное количество, в зависимости от размера будущих валенков. Приблизительно на 36-й размер нужно 3 фунта (1,2 кг), на 43-й - 4 фунта (1,6 кг). Но всё зависит от того, какие валенки хочет получить будущий обладатель.
Инструменты у мастеров самодельные. Все орудия катали передавали из поколения в поколение. Даже их названия несут за собой историю нескольких столетий - "каток", "крякалка", "валёк", "рюшина", "скалка", "отбой".
Именно последний необходим для валяния. Валёк - это специальная скалка. В результате получается плотный шерстяной носок. Валенок бьют, колотят, мутозят четырехгранным железным прутком - крякалкой. Чем дольше бьют, тем больше валенок дает усадку, а сам становится всё меньше. Потом в валенки забиваются колодки по особому способу. Финальной стадией является сушка: сушили в печах 6-8 часов. За один день валяльщик мог скатать одну пару. Но бывало, что заканчивали работу в ночи - у людей же было много забот: дела по дому, скот покормить, огород полить...
Мастера валяли валенки, стельки, шляпы. Можно увидеть болванки для шляп, колодки для валенок. Мужские шляпы валяли домашним способом на деревянной болванке. Например, в Новгороде в XIV веке производство цельноваляных войлочных мужских шляп приобрело характер кустарного промысла.
В наши дни, как и в старину, в суровые зимы многие жители деревень и даже городов надевают вместо современной модной кожаной обуви надежные тёплые валенки. Сегодня эта исконно русская обувь популярна, как и сотни лет назад.