В Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике хранятся два экспоната, которые по праву могут считаться одними из самых крупных и удивительных предметов в собрании музея. Это деревянные чёлны-однодревки – образцы одного из древнейших средств передвижения по воде.
Чёлны относятся к категории редких археологических находок и, несмотря на то, что представляют собой довольно примитивные речные суда, являются важным источником, расширяющим наши представления по развитию судостроения в древности. По предварительным оценкам на сегодняшний день имеется информация о 54 чёлнах, обнаруженных на территории бывшего Советского Союза, в том числе о 38 однодревках, найденных в пределах современной России и имеющих широкий диапазон датировок от III тыс. до н.э. до XVIII в. н.э.
Два чёлна из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника стали первыми находками древних судов, сделанными в бассейне реки Оки.
Первый чёлн-однодревка поступил в музей 24 сентября 1936 г. Он был извлечен из Оки бакенщиками летом того же года у с. Половское Спасского района Рязанской области. Чёлн выдолблен из единого ствола дуба, имеет три отсека, разделенных оставленными для прочности двумя переборками. Сохранившаяся длина чёлна 5,55 м. Судно могло вместить два-три человека с небольшим грузом. Половский чёлн выставлен в экспозиции музея-заповедника и до недавнего времени датировался I тыс. до н.э.
Второй чёлн был найден в реке Оке в 1951 г. бакенщиком Остролукского переката тов. Юхановым у с. Троица (б. Троица-Пеленица) Спасского района Рязанской области. Судно сделано из цельного ствола дуба с кормовой и носовой переборками, длина его достигала 6,5 м. В бортах на уровне переборок имеются овальные отверстия, предназначенные, вероятно, для крепления уключин. Первоначальная датировка судна – XV-XVIII вв. В настоящее время чёлн проходит комплекс мероприятий по реставрации и подготовке музейного предмета к экспонированию.
По способу изготовления рязанские чёлны входят в группу однодревок – лодок, выдолбленных из одного ствола дерева. Такие суда, отличающиеся своей простотой и архаизмом, использовались как рыболовные или индивидуальные гребные транспортные средства, применялись для перевозки небольших грузов.
В настоящее время Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник ведет работу по проектированию новой экспозиции в здании Музейного центра РИАМЗ. Согласно экспозиционному плану чёлны должны занять свое достойное место в разделе «Древнейшая и древняя история». Оставалось только узнать это «место», определить точное положение древних памятников судостроения в абсолютной хронологии. Для этого был выбран и применен метод радиоуглеродного датирования. Анализ отобранных образцов был проведен в ЦКП «Лаборатория радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии» Института географии РАН и центра изотопных исследований Университета Джорджии (США). По результатам анализа было установлено, что Половский чёлн датируется концом XVв., а Троице-Пеленицкий чёлн – началом XV в.
Таким образом, современные естественнонаучные методы датирования позволили скорректировать и уточнить время строительства и функционирования двух прекрасно сохранившихся легких средневековых судов из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.