В январе 1918 года Александр Блок заканчивает поэму «Двенадцать», в которой находит отражение все происходящее в стране на тот момент. Нет сомнений, что поэма является вершиной творчества не только самого поэта, но и всей русской поэзии Серебряного века.
Как и любое другое значительное произведение поэму едва ли можно оценивать однозначно. Она буквально пестрит смыслами и образует этим гамму эмоций и выводов, иногда неутешительных. Блок сам иногда ломал голову над тем что вышло у него из-под пера, так и здесь ряд эпизодов сбивали его с толку. Позже, как он сам признавался, последняя часть поэмы, где красноармейцам являлся Христос и вел их на бойню, вызвали у него противоречивые чувства. Тем не менее, именно эта версия увидел свет.
Противоречия вызывало не только это. С приходом революции Александр Блок был обнадежен грядущими переменами. В воздухе витало ощущение нового и неизвестного. Ровно до тех пор, пока перед всеми не явилась истинная уродливая изнанка революции, полная жестокости и зла.
Поэма «Двенадцать» довольно открыто наводит на рассуждения о важности выбора и его двойственности. Блок учит нас что никогда нельзя быть до конца уверенным в том что выбирает каждый из нас. Ведь человек, как и миллионы ему подобных, мечется между привычным и изрядно надоевшим или новым, но до жути пугающим. Вот и получается – либо безмолвный никому не нужный буржуй на перекрестке, либо двенадцать мародеров, несущих смерть.
Набор ощущений, накопленных Блоком во время прогулок по революционному городу, нашел прямое отражение в поэме. Обычные звуки и междометия, то от удивления прохожих, то от выстрела, приобретают местами саркастический окрас, показывают драму происходящего внутри персонажей или демонстрируют помешательство. В свою очередь, состояние близкое к помешательству прослеживается почти в каждой строчке. Оно свистит вместе с пургой, вгрызается в мозг вместе с сожалением за смерть любимой женщины и тихо шепчет: «Эй, весь мир сходит с ума, и тебе пора».
Как-то Бродский сказал, что поэзия дает нам ту гармонию, которой нам не хватает в силу трагизма жизни. Блок пошел другим путем и создал гармонию поэзии, перед этим ее разрушив.