Найти в Дзене

522 года со дня рождения Бенвенуто Челлини

3 ноября 1500 года во Флоренции родился Бенвенуто Челлини, итальянский художник, скульптор и ювелир, мастер эпистолярного жанра, создавший одну из самых знаменитых, эмоциональных и красочных автобиографий и одно из самых замечательных произведений литературы XVI века: «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции».

В Музее Академии художеств хранится копия с одного из самых известных произведений итальянского мастера — скульптуры «Персей», стоящей в Лоджии деи Ланци на площади Синьории во Флоренции. Сегодня мы публикуем фрагмент автобиографии Челлини, описывающий попытку получения скульптором гонорара за эту знаменитую статую (прим: как мы любим неистовых людей Возрождения!).

Неизвестный скульптор Персей с головой Медузы
Копия с оригинала Бенвенуто Челлини (1500–1571) 
XIX век
Гальванопластика
НИМ РАХ
Неизвестный скульптор Персей с головой Медузы Копия с оригинала Бенвенуто Челлини (1500–1571) XIX век Гальванопластика НИМ РАХ

«Я, который сулил себе, что не только заслужил кое-что, судя по великим ласкам, учиненным мне его высокой светлостью, а особенно сулил себе, что всю милость герцога, потому что я никогда его не просил ни о чем большем, как только об его благоволении; и вот этот способ, для меня неожиданный, привел меня вот в какую ярость; и особенно когда мне это подносили в таком виде, как это делала эта ядовитая жаба. Я сказал, что когда бы герцог дал мне десять тысяч скудо, то он бы мне не отплатил, и что если бы я когда-либо думал, что дойду до этих торгов, то я бы никогда не связывался. Тотчас же этот злюка наговорил мне множество оскорбительных слов; и я ему также. На другой затем день, когда я учинял приветствие герцогу, его светлость меня подозвал; так что я подошел; и он в гневе сказал мне: „Города и большие дворцы строятся на десять тысяч дукатов“. На что я тотчас же ответил, что его светлость найдет без конца людей, которые ему сумеют построить города и дворцы; а что вот Персеев, он не найдет, пожалуй, никого на свете, кто бы сумел ему сделать такого. И я тотчас же ушел, ничего больше не говоря и не делая».

-2