Найти тему

Полуостров будет с водой. В том, что Северо-Крымский канал продолжит работать, сомнений нет ни у кого

Благодаря специальной военной операции, которую проводит Россия на Украине, вопрос снятия водной блокады Крыма решён окончательно и бесповоротно. Днепровская вода поступает в Северо-Крымский канал уже через российские регионы — Запорожскую и Херсонскую области. Однако Украина не оставляет попытки нанести максимальный ущерб России, перейдя от цивилизованного формата урегулирования спорных вопросов путём мирных переговоров к террористическим актам. При этом диверсии направлены исключительно на объекты гражданской инфраструктуры — Крымский мост, Запорожскую АЭС, Каховскую ГЭС и другие. Это ещё раз подтверждает, что киевский режим взял на вооружение тактику террористов.

Каховская ГЭС — важная составляющая великих достижений советского народа для обеспечения водоснабжения Крыма и орошения сельскохозяйственных полей юга Украины. Об угрозах террористических атак на неё и о том, как это может повлиять на обеспечение полуострова водой, «Крымским известиям» рассказал председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Алексей ГУСЕВ.

— Алексей Павлович, на днях один из «глашатаев» киевского режима и по совместительству глава СНБО Данилов заявил, что в случае подрыва Каховской ГЭС Крым останется без воды на 10—15 лет, а может быть, и навсегда. Насколько серьёзной может быть проблема с водой в Крыму в случае реализации этого плана украинскими террористами?

— Вы правильно заметили, намеренное нанесение ущерба гражданскому объекту — это терроризм. И сегодня своими действиями (подрыв Крымского моста, постоянные обстрелы тяжёлым вооружением Запорожской АЭС, попытка диверсии на Курской АЭС и подрыва дамбы Каховского водохранилища) Украина укрепила свой новый статус — государство-террорист. Я уже не говорю о серьёзных глобальных последствиях таких действий.

Сегодня украинская пропаганда раскручивает тему, что в случае уничтожения плотины Каховской ГЭС Крым превратится в пустыню. Цель этой пропаганды — запугать крымчан и создать прецедент социального взрыва. Но опыт крымского и вообще русского характера показывает: чем больше возникает сложностей, тем сплочённее и организованнее мы становимся в деле преодоления препятствий на своём пути.

Подрыв украинскими террористами Каховской плотины на самом деле нанесёт больше ущерба Херсонской области, чем Крыму. Огромная часть Херсонщины, где проживает гражданское население, будет затоплена, тысячи людей могут потерять жильё и всё имущество.

А вот по поводу того, насколько подрыв Каховской дамбы опасен для Крыма, на мой взгляд, довольно обстоятельно ответил Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов.

«Я бы не стал сгущать краски в связи с угрозой подрыва плотины Каховской ГЭС. Он, конечно, возможен (у киевских наркоманов ненависти и дурости на это вполне хватит), но технически это выполнить совсем не так просто, как иногда кажется на основании недобросовестных комментариев. И потом. Ещё год назад мы выполняли работы по созданию системы устойчивого водоснабжения Крыма без учёта возможности получения воды из Днепра. В самом крайнем случае — вернёмся к реализации этих планов», — сказал В. Константинов.

— То есть при любом раскладе Крым без воды не останется?

— Восемь лет Крым обходился без днепровской воды. Да, в связи с неблагоприятными погодными условиями в 2020—2021 годах у нас возникли определённые сложности — мы вынуждены были некоторое время подавать воду по графику. Но больше всего здесь пострадало сельское хозяйство. Пришлось из-за экономии свернуть ряд важных направлений по выращиванию сельхозкультур. Тем не менее никто от голода и жажды не умер. Никто не бежал из Крыма в поисках лучшей жизни в Европе.

Здесь, конечно, пришлось активировать огромные ресурсы как федерального, так и республиканского уровней. В кратчайшие сроки при поддержке нашего президента Владимира Путина и Кабинета министров России проделана огромная работа. Вице-премьер правительства Марат Хуснуллин лично контролировал разработку и реализацию плановых мероприятий по обеспечению водоснабжения полуострова. Проведены изыскательские работы по определению подземных источников, разведка и качественный анализ возможности добычи воды из-под Азовского моря, построены новые системы накопления и пробурены скважины.

— Украинские пропагандисты говорят, что на восстановление плотины уйдёт не менее 10—15 лет. Сколько, на ваш взгляд, понадобится времени для ликвидации последствий, если всё же украинским террористам удастся их план по разрушению гражданского критически важного объекта инфраструктуры?

— Это на Украине строят 10—15—20 лет. Хотя с 1991 года, момента обретения её так называемой независимости, там не было построено ни одного серьёзного объекта. Всё, на чём сейчас хоть как-то держится экономика Украины, — это наследие СССР: фабрики, заводы, электростанции, транспорт и многое другое. Да и это наследие с годами приходит в упадок.

Не могу сказать, сколько уйдёт времени на восстановление плотины в случае теракта, а также Антоновского моста, который соединяет две части Херсона через реку Днепр, но убеждён, что Россия сделает это очень быстро. Херсон, Запорожье — это уже территория России, и туда будут направлены все возможные ресурсы.

Давайте оценивать ситуацию не на основе украинской пропаганды, а опираться на реальные факты. Сама Каховская ГЭС была построена за 3 года — с 1952 по 1955-й. Крымский мост — мегапроект мирового масштаба — построен за 3 года (2016— 2019 гг.), хотя западные эксперты прогнозировали, что на его строительство уйдёт не менее 5—7 лет. Симферопольская и Балаклавская ТЭС — 2016—2018 гг. Я беру сроки начала физического строительства, без предварительной подготовки и утверждения проектной документации.

-2

Сегодня уже полным ходом идёт восстановление Мариуполя — работает порт, восстановлены больницы, поликлиники, театр, люди получают квартиры в новых домах взамен разрушенных в результате боевых действий. По планам Кабмина РФ город полностью возродится, как птица Феникс из пепла, за 5—7 лет. И он будет одним из самых привлекательных и современных на побережье Азовского моря.

— Алексей Павлович, какие самые острые проблемы выявила водная блокада Крыма со стороны Украины и как они решаются?

— Изначально основная проблема состояла в минимизации зависимости водообеспечения от погодных условий. На самом деле водная блокада в некотором смысле пошла нам на пользу — помогла выбраться из тепличных условий при функционировании Северо-Крымского канала и серьёзно заняться решением проблемы при отсутствии постоянного источника — днепровской воды. Сегодня, когда Северо-Крымский канал заработал, у нас остался единственный важный вопрос — ликвидация потерь в сетях водоснабжения. То, что канал будет продолжать работать, в этом сомнений нет ни у кого: Херсон и Запорожье — это российские территории, никто и никогда больше не сможет «отрезать» полуостров от воды. Подчеркну, главное — ликвидировать потери в сетях при доставке воды от водохранилища до конечного потребителя.

Прорабатывать планы по ликвидации сетевых утечек воды мы начали сразу же, как только Украина перекрыла воду в Крым в 2014 году. Практически все магистрали по доставке воды проложены ещё при Советском Союзе, Украина не вкладывала в их капитальный ремонт ни копейки. Из-за этого мы получили огромный перерасход в потреблении водных ресурсов — потери в сетях составляли 40—60%. Драгоценный ресурс для Крыма — вода — просто уходил в землю. Сегодня мы серьёзно занялись решением этой проблемы.

Так, в рамках Федеральной государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года» на период 2022—2023 гг. предусмотрено финансирование плана мероприятий по снижению потерь в сетях водоснабжения республики на сумму 2,4 млрд рублей. Из них 1,2 млрд отведено на 2022 год.

Только в Симферополе — 1200 км водопроводных сетей, в прошлом году в крымской столице было отремонтировано 30 км, что позволило снизить потери на 10%. В этом году в ноябре завершается капитальный ремонт сетей на 8 объектах, это 20,21 км водопроводных магистралей. Предполагаемый объём сокращения потерь воды составит 11,28 тыс. кубометров в сутки.

В рамках республиканской адресной программы на 2022 год предусмотрено финансирование реконструкции (модернизации) сетей на 18 объектах общей протяжённостью 80 км. В 2023 году — 12 объектов протяжённостью 64,13 км.

Летом утверждён план реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения в Феодосии, Керчи и Алуште. На эти цели в рамках программы по региональному развитию Российской Федерации будет выделено 1,35 млрд рублей.

Чтобы вы понимали масштабность работ и привлечения финансовых ресурсов для полной реконструкции и модернизации сетей водоснабжения, отмечу, что, по данным Кабинета министров РФ, на это необходимо более 300 млрд руб.

Постепенно, из года в год мы занимаемся системным решением вопросов водообеспечения Крыма. И какие бы пакости ни строила Украина, Крым будет с водой, мы обеспечены топливом, электроэнергией, продовольствием и другими необходимыми для нормальной жизнедеятельности ресурсами.

Игорь ДОЛГОПОЛОВ

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК
Сообщество в ОК