Учёные прогнозируют провал России в ещё более глубокую демографическую яму, чем та, в которой мы находимся сегодня (хотя и с этого ракурса дна пока не видно). Есть мнение, что последние события усугубят ситуацию и ускорит вымирание России. Так ли это — выясняли «Новые Известия» вместе с демографами.
Россияне все реже заводят детей. Так, за первые восемь месяцев 2022 года в России на свет появилось 872,3 тысяч младенцев. Для сравнения в 2017 году за аналогичный период родилось 1,08 миллиона детей. Вымирание регионов в данном случае связано не только с миграционными процессами в более успешные и комфортные субъекты РФ, но также и с серьёзными проблемами с рождаемостью. Совместно с экспертами демографическую ситуацию в РФ оценили "Новые Известия".
Все закончилось еще в 50-е…
По данным экспертов Института Гайдара, в 2023 году родится менее 1,2 миллиона детей. Коэффициент суммарной рождаемости снизится до 1,3-1,39 на женщину при нынешнем показателе 1,5. Всё, что меньше 2 детей, которые займут место матери и отца после их смерти — гарантированное вымирание нации. Это в идеальном случае, если все люди найдут себе пару и заведут детей. Эксперты поясняют, что в реальном мире коэффициент должен быть ещё больше, но сейчас сложились вместе несколько факторов, которые ведут страну к демографической катастрофе. Эксперты поясняют, что в реальном мире коэффициент должен быть ещё больше, однако в настоящий момент сложились вместе несколько факторов, которые ведут страну к демографической катастрофе. Одним из них, по мнению председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, является наследие 90-х.
— В детородный возраст у нас входят поколения, которые были рождены в предыдущей демографической яме, то есть те девочки, которые родились 25 лет назад. А что было 25 лет назад? Середина 90-х с колоссальной ямой, из-за которой у нас в целом почти в 1,5 или даже в 2 раза меньше сегодня женщин в возрасте 20-30 лет, чем их было скажем, в 2010 году. У нас демография синусоидная — то яма, то бугор. Вся проблема демографии, что наша синусоида затухающая. То есть яма все глубже, а бугорок все меньше. И в этом смысле мы вымираем, потому что доминирует модель полуторадетной семьи, а для простого воспроизводства нужно, чтобы доминировала модель 2,5-детной условной семьи. Это сложно представить, потому что такая семья у нас была как базовая в среднем в конце 50-х годов прошлого века, — поясняет Крупнов.
Рожать дорого бежать
На фоне подобного наследия меркнет даже проведение спецоперации, а также частичной мобилизации. Однако нет сомнений в том, что СВО также скажется на показателях рождаемости. В этом свете обещания Минобороны не призывать отцов трёх детей не простимулирует семьи срочно бежать к аисту за вожделенным третьим младенцем. Более того, по мнению завкафедрой народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина, стране не наберётся достаточное количество подходящих мужчин для увеличения рождаемости ради отсрочки от армии.
— Чтобы родить третьего, надо, чтобы уже было двое детей. Попробуем оценить, сколько мужчин в возрасте до 50 лет имеют двоих детей. У нас нет данных по мужской рождаемости, делаем оценки по женской, предполагая, что разница в возрасте супругов не превышает пары лет. Мы имеем примерно 9 млн женщин в возрасте до 50 лет ровно с двумя детьми (по данным переписи 2010, сейчас немного больше, но мужская рождаемость ниже процентов на 10, поэтому используем эти цифры). По грубым оценкам, половина из них состоят в браке или партнерстве (чтобы оперативно зачать ребенка). Но мы не знаем, сколько из потенциальных 4-5 млн мужчин имеют отсрочки по другим причинам. Мы не знаем, сколько из них уже убежали из страны. Может казаться, что даже при учете брони и миграции мы имеем довольно большой потенциал. Но люди не будут массово использовать эту возможность. Во-первых, потому, что все время меняются правила отсрочки от частичной мобилизации. Во-вторых, люди принимают решение о рождении ребенка, опираясь на свои представления о желаемом числе детей и оценивая долгосрочные условия своей жизни. Дети — дорогое удовольствие и по материальным затратам, и по времени, затрачиваемом на уход и воспитание. Дешевле убежать. Может отозваться на эту меру тот, кто хотел иметь третьего ребенка попозже, а сейчас захочет поторопиться. Но таких будет мало.
«Луна упала на Землю»
Независимый демограф Алексей Ракша недавно рассказал «Новым Известиям», что из-за мобилизации и эмиграции рождаемость снизится на 5%, ещё столько же съест сопутствующее снижение доходов.
Ирина Калабихина также обращает внимание на то, что совокупность сложившихся факторов усугубит ситуацию:
— Нестабильность, сильный стресс от происходящих событий и прогнозируемый кризис в экономике будет действовать сильнее, что приведет к отказу от рождения детей даже у тех, кто планировал это сделать ранее в 2022–2023 гг. Причем это приведет к откладыванию от рождения и первых, и вторых, и детей старших порядков. Мы скорее получим не рост, а спад рождаемости.
Юрий Крупнов утверждает, что на фоне глобальной демографической катастрофы, это уже не имеет особого значения:
— Не думаю, что будет какое-то особое влияние СВО на рождаемость. Самое умное рассуждение — это как в сказке про Буратино, как рассуждает известный лекарь — что пациент либо жив, либо мертв. На мой взгляд, это совершенно спекулятивные вещи, но самое главное другое — даже СВО, как колоссальный социально-политический феномен, не влияет на нашу катастрофическую демографию. У нас эпохальная всемирно-историческая катастрофа, это то же самое, как если бы Луна упала на Землю. А вопросы, как будет влиять на рождаемость ковид или СВО — это примерно то же самое, как вопрос о том, что станет с обоями в моей квартире, когда Луна упала на Землю. Потому что ничего не станет.
Выходит, что даже если не случилось бы СВО, Россия всё равно свалилась бы в демографическую пропасть. Разница лишь в том, что сейчас мы чуть раньше шагнули с обрыва, и заодно выкопали себе дополнительную яму на его дне. Но зато, как выяснилось, в отдельных регионах страны свершилось отдельно взятое демографическое чудо. Только его рецепт весьма неоднозначный.