Кто-то ещё в детском саду понял, что мечтает быть учителем, а кто-то заканчивает старшие классы и всё ещё не понимает, чем хочет заняться в будущем. Чтобы у ребёнка не возникло сложностей с самоопределением, советуем родителям обсудить с ним разные профессии или даже организовать стажировку. Рассказываем, в каком возрасте с детьми можно впервые обсудить работу и как помочь на первой работе.
Когда стоит обсудить с ребёнком профессии
В дошкольном возрасте дети знакомятся с профессиями, которые их окружают. Ребёнок знает, кем работают мама и папа, видит кассиров, парикмахеров, дворников и воспитателей. В этом возрасте закладываются первые представления о мире труда, где профессия приравнивается к выполняемой функции: садовник сажает деревья, пекарь печёт хлеб. На этом этапе полезно «играть» в профессии, в деталях представляя вместе с ребёнком, из чего состоит день разных специалистов. Как именно пекарь печёт хлеб? Из чего состоит процесс? Какие инструменты ему нужны? Это развивает познавательную сферу дошкольника и знакомит его с окружающим миром.
В начальной школе можно расширить список прикладных профессий и обсуждать те из них, с которыми ребёнок не сталкивался. Можно говорить о профессиях, которые встречаются в мультфильмах и фильмах. К примеру, ребёнок вряд ли увидит в реальности космонавта или пианиста, однако он в любом случае встретит эти образы на телевидении или в книгах.
Когда ребёнок отправится в среднюю школу, можно обсудить профессии, связанные с абстрактными категориями: историю, программирование, юриспруденцию. Объясните, какие функции выполняют эти специалисты и какие знания им для этого требуются.
В старших классах важно задавать подросткам наводящие вопросы, чтобы они могли лучше понять, к какой профессии идут, и заняться подготовкой к необходимым экзаменам. В это время ребёнок может попробовать себя в качестве волонтёра или ассистента человека в выбранной профессии.
Как понять, что ребёнок всерьёз задумывается о профессии
Ответ на вопрос «Кем ты мечтаешь стать в будущем?» у детей часто меняется с возрастом, и родителям не всегда легко понять, какое решение можно считать осознанным. Чтобы понять, с чем ребёнок хочет связать свою жизнь, понаблюдайте, в каком направлении он развивается и предпринимает первые шаги, чтобы попробовать себя в деле. Например, он интересуется профильными школьными предметами или устраивается на тематическую подработку. Если школьник мечтает стать преподавателем английского, он обязательно попробует себя в репетиторстве, будет часто объяснять одноклассникам материал.
Ребёнок, который уверен в своём выборе, отличается целеустремлённостью. Он будет самостоятельно искать информацию о выбранной профессии, интересоваться темой, пробовать себя в занятиях, связанных с ней.
Отличить серьёзные намерения от мимолётных мыслей помогает желание именно попробовать себя в этом деле. То есть ребёнку не просто интересна сфера биологии, но он собирает дома насекомых, изучает их. Он таким образом выполняет функционал профессии и приобщается к ней. Если вы хотите помочь ребёнку попробовать себя в каком-то деле, можно поискать стажировки по этой специальности. Если ребёнок захочет туда вернуться, возможно, его интерес станет ещё серьёзнее.
Как помочь ребёнку подготовиться к первой работе
- Вы можете помочь с организационными моментами: запланируйте стажировку, договоритесь с работодателем и отвезите ребёнка в офис. Первая работа — это серьёзный стресс, и у подростка могут возникнуть сложности с тайм-менеджментом. Мама и папа могут помочь пережить этот период.
- Поделитесь опытом работы в аналогичной профессии, если он у вас есть. Если такого нет, вы можете обратиться к коллегам, знакомым, родственникам. Личные истории, например из рубрики «Профессии: кем быть» в журнале «Сила Лиса» покажут ребёнку, чего следует ожидать от специальности, а также помогут найти ментора среди знакомых.
- Проведите вместе анализ рынка труда. Оцените зарплату сотрудников в этой области и обратите внимание, насколько популярна и востребована специальность. Оцените универсальность получаемых в профессии навыков и подумайте, где ребёнок сможет их применить, если уйдёт из этой сферы.
- Для любой профессии важны не только профессиональные навыки (hard skills), но и личные (soft skills). Совместно оцените эти навыки и подумайте, над чем стоит поработать, чтобы преуспеть в выбранной профессии.
- Расскажите, что выбор профессии в школьном возрасте и поступление в вуз не предопределяют дальнейшую жизнь человека. Право на ошибку есть у каждого, и, если ребёнку в будущем захочется, он сможет сменить род занятий.