Найти тему

Дистанционный формат обучения в дополнительном образовании

Вспомните, как 2020 год стал годом, когда сама жизнь, независимо от того, хотим мы этого или нет, научила нас быстро перестраивать систему образования ( на всех уровнях) и осваивать дистанционные технологии.

С тех пор прошло 2 года, но сказать однозначно, что мы научились качественно осуществлять онлайн образование наверное будет неправильным.

Кто-то до сих пор тешит себя надеждой на то, что “дистант отменят”, кто-то категорически против новых технологий и считает, что “дистант” это от “лукавого”.

Но так или иначе, мы продолжаем жить в мире стремительно развивающихся технологий и повернуть вспять точно ничего не получиться, мы не может остановить прогресс, только лишь потому, что не хотим принимать инновации.

Дистанционных формат образования сегодня, это уже не просто вебинары, видеолекции, чаты, обмен информацией по электронной почте и т.д.

Это современные технологические решения для сферы образования. Это EdTech проекты, это современные онлайн-университеты и школы, которые удовлетворяют потребность человека в получении новой профессии, освоения новых компетенций.

В октябре этого года Сбер Университет провел VI конференцию про тренды в образовании.

На одной из секций участники обсуждали технологии, которые изменят образование к 2030 году, среди них были выделены:

  • искусственный интеллект, который сможет анализировать компетенции и давать обратную связь;
  • индивидуальное обучение с ИИ-репетитором;
  • платформы, где игроки создают свои игры и учатся программировать;
  • персональная траектория обучения и адаптивный контент;
  • педагогические методы, основанные на нейронауке;
  • общение в виртуальном мире через аватары;
  • роботы, помогающие учителям в обучении студентов;
  • иммерсивный контент для максимального погружения.

А что мы (педагоги сферы дополнительного образования), понимаем под дистанционным форматом обучения и как к нему относимся?

В беседе с коллегами из сферы ДО я часто слышу негативное отношение к онлайн-курсам для детей.

Многие ошибочно считают, что детей необходимо “отучать” от компьютера и отсутствие онлайн-курсов поможет решить эту проблему.

Если у детей не будет возможности прожить интересный образовательный опыт онлайн, если не предложить ребятам захватывающие, востребованные их интересам дистанционные программы, они найдут другие развлечения в интернете в виде гейм-игр и просмотра (порой ужасных) блогерских каналов, но меньше находиться онлайн они точно не будут.

Современным педагогам необходимо принять эту истину и идти в ногу со временем.

Да, не все программы целесообразно переводить в дистанционный формат, никто не утверждает, что онлайн-образование это альтернатива классического офлайн образования, онлайн - это современное эффективное дополнение к сложившейся системе образования.

Можно ли офлайн-программу перевести в онлайн без потери качества?

Еще одна распространенная ошибка - это перевод уже существующей офлайн-программы в онлайн.

Когда педагог пытается уже существующую и дающую положительные результаты офлайн-программу перевести в онлайн формат, у меня возникает вопрос - зачем?

Зачем, пытаться сломать то, что хорошо работает и дает результаты?

Я с уверенностью могу сказать, что невозможно реализовать онлайн, то что было создано для другой среды.

Почему? Что такое образовательная программа? Это путь, процесс обучения в котором ученик перемещается из точки А в точку Б; из пункта “незнания” в пункт “знаний и умений”.

А теперь немного отвлечемся от образования. Мы довольно часто пользуемся транспортом который перемещает нас из пункта А в пункт Б. Транспорта много, мы может летать на самолете, или ехать на поезде, плыть на корабле и т.д., все это транспорт, но при всем желании корабль не полетит, а самолет не поплывет и у нас не возникает вопроса, а почему так нельзя?

Мы прекрасно понимаем, что самолет создан для воздушной среды, а корабль, поезд это транспорт созданный для другой среды.

Так и с образовательными программами. Программы онлайн изначально проектируются для онлайн среды, а программы очного обучения для офлайн среды и те технологии и методы которые хорошо работаю офлайн могут не дать таких положительных результатов онлайн.

Так ли легко создать дистанционный курс?

Если вы все еще думаете, что разработать онлайн-курс это легко и можно подготовить курс за несколько дней, вы глубоко ошибаетесь.

На самом деле проектирование программы, независимо от формата онлайн, офлайн, или в смешанном формате, это длительный и достаточно сложный процесс.

А проектирование онлайн-курса занимает еще больше времени, потому, что необходимо полностью разрабатывать контент курса под образовательную платформу.

Из своего опыта могу сказать, что на разработку “под ключ” краткосрочного курса, состоящего из 4-5 модулей, в каждом из которых будет по 4-5 занятий потребуется времени не менее 2 - 3 месяцев, а то и больше ( все зависит от опыта разработчика, от темы, и сложности курса).

Онлайн-курсы требуют постоянного обновления с учетом той обратной связи, которую мы получаем от обучающихся. Онлайн-курс, чаще всего необходимо геймифицировать, создавать такую среду которая будет мотивировать учащихся к обучению.

Создавая онлайн курс необходимо знать и уметь пользоваться различными цифровыми технологиями и онлайн-сервисами для создания интерактивного и качественного образовательного контента.

Если нужна помощь при проектировании онлайн-курса, куда обратиться?

На самом деле научиться проектировать онлайн-курсы сегодня можно различными способами:

  • можно читать книги, статьи по проектированию программ, по педагогике, про технологии и самостоятельно изучать и апробировать различные инструменты;
  • можно записаться на онлайн-курс;
  • можно найти видео-ролики на YouTube и многое другое.

В апреле 2022 года мною (в рамках реализации региональной модели доступности ДО при реализации программ с использованием дистанционных технологий) был запущен проект “Проектная Академия”.

В этом проекте могут принять участие методисты и педагоги образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.

Участники проекта получают полноценное методическое сопровождение и индивидуальную помощь, при необходимости, в процессе проектирования онлайн-курса под ключ. Участие в проекте длится в течение 6 месяцев.

Сейчас мы набираем участников на второй сезон “Проектной Академии” (ссылка для регистрации опубликована на канале телеграм "Цифровое образование").

Если вас не страшат новые знания и навыки, которые вы точно приобретете, участвуя в проекте, если вы никогда не разрабатывали онлайн-курсы и хотите этому научиться, или у вас есть опыт, но вам нужно прокачать свои навыки - смело записывайтесь в “Проектную Академию”.

Легко не будет, но точно будет интересно, и если вы захотите, у вас однозначно все получится))