В предыдущей статье я затрагивал простейшие способы немного "оживить" стандартные двигатели советских мотоциклов. Ничего нового я там не открыл, подобные доработки много где описывались и ранее, например в журналах "Мото" и "За рулем". В результате этих доработок максимум чего можно добиться, так это вывести двигатель на тягово-мощностные показатели, заложенные в его конструкцию изначально. Чтобы добиться более весомых результатов и заодно улучшить топливную экономичность, конструкторы двухтактных двигателей уже очень давно применяли различные клапаны либо в виде вращающихся дисков или барабанов (золотников) с вырезанными окнами, либо лепестковые.
Главная задача подобных клапанов - более эффективно наполнять цилиндр двигателя топливо-воздушной смесью (ТВС) на такте впуска и не давать выходить ТВС обратно в карбюратор на такте выпуска. За счет этого достигается во-первых, лучшая топливная экономичность, а во вторых, за счет дополнительно пропиленных каналов в поршне увеличивается фаза впуска и соответственно в камеру сгорания поступает больше топлива, увеличивая мощность двигателя. Таким образом значительно повышается КПД двухтактного двигателя. На советских двухтактных моторах золотниковые и лепестковые клапана довольно давно применялись на лодочных моторах, а с 1985 года впервые лепестковый клапан применили на вполне "гражданском" мотоцикле - "Тула" ТМЗ-5.951, а потом и на "соплатформенном" мотороллере "Муравей", а затем и на ковровском мотоцикле "Сова".
Ижевский завод к сожалению не разработал свой вариант двигателя с лепестковыми клапанами, а зря. Многие владельцы вынуждены самостоятельно дорабатывать свои ИЖи, в сети на эту тему масса более детальной информации с чертежами и даже некоторые умельцы выпускают готовые переходники с лепестковыми клапанами на заказ, Многие ограничиваются установкой лишь такого переходника, это дает минимум преимуществ - снижение расхода топлива и пожалуй все. Чтобы получить существенный прирост тяги во всем диапазоне оборотов, нужно дорабатывать поршень, прорезать в нем окно, желательно немного растачивать продувочные окна в цилиндре, зашлифовывать все огрехи отливки в месте стыка картера и цилиндра. Большим плюсом к подобной модернизации будет использование воздушного фильтра с нулевым сопротивлением, увеличение жиклера в карбюраторе, некоторые увеличивают немного диаметр диффузора карбюратора. Так же для двухтактных двигателей огромную роль играет хорошо настроенная система выпуска отработавших газов, но это отдельная тема для разговора.
Из отзывов тех, кто доработал свои ИЖи лепестковыми клапанами, следует, что мотоциклы стали более приемистыми, увеличилась тяга с низов и во всем диапазоне оборотов, снизился расход топлива при тех же режимах движения, что и на стоковых мотоциклах. За счет возросшего крутящего момента меньше приходится раскручивать мотор и можно уверенней двигаться на более высоких передачах на малой скорости.