Найти в Дзене
Поезда СССР

Все тепловозы серии ТЭМ (ФИНАЛ)

Всем доброго времени суток! Это финал 2 частей! 1 2 ЭТо последние 10 моделей этой серии! ТЭМ21 ТЭМ21 - перспективный российский четырехосный маневровый тепловоз, с передачей переменного тока и микропроцессорной системой управления, построенный в 2001 г. Брянским машиностроительным заводом совместно с ВНИИ тепловозов и путевых машин (г. Коломна).
Предназначен для выполнения вывозной, маневровой, специально-технологической и легкой магистральной работы на железнодорожных путях железных дорог, а также промышленных предприятий.
Использование электропередачи переменного тока с трехфазным асинхронным тяговым приводом позволяет повысить тяговые свойства тепловозов и уменьшить число сцепных осей, не ухудшая тяговых характеристик, эффективно применять электрическое торможение до полной остановки локомотива, в перспективе снизить эксплуатационные затраты.
Оборудование тепловоза смонтировано на главной раме, установленной на две двухосные бесчелюстные тележки. Рессорное подвешивание — индивид
Оглавление
ТЭМ241
ТЭМ241

Всем доброго времени суток! Это финал 2 частей! 1 2

ЭТо последние 10 моделей этой серии!

ТЭМ21

ТЭМ21.001
ТЭМ21.001

ТЭМ21 - перспективный российский четырехосный маневровый тепловоз, с передачей переменного тока и микропроцессорной системой управления, построенный в 2001 г. Брянским машиностроительным заводом совместно с ВНИИ тепловозов и путевых машин (г. Коломна).

Предназначен для выполнения вывозной, маневровой, специально-технологической и легкой магистральной работы на железнодорожных путях железных дорог, а также промышленных предприятий.

Использование электропередачи переменного тока с трехфазным асинхронным тяговым приводом позволяет повысить тяговые свойства тепловозов и уменьшить число сцепных осей, не ухудшая тяговых характеристик, эффективно применять электрическое торможение до полной остановки локомотива, в перспективе снизить эксплуатационные затраты.

Оборудование тепловоза смонтировано на главной раме, установленной на две двухосные бесчелюстные тележки. Рессорное подвешивание — индивидуальное двухступенчатое.

Тележка тепловоза состоит из сварной рамы, выполненной с изогнутыми боковинами. Такая форма боковин необходима для размещения пружин типа «флексикойл» второй ступени рессорного подвешивания. Пружины первой ступени подвешивания установлены на крыльях бесчелюстной одноповодковой буксы. Общий статический прогиб рессорного подвешивания — 150 мм.

Для гашения вертикальных колебаний кузова во второй ступени рессорного подвешивания установлены четыре гидравлических гасителя, а поперечных колебаний — два гасителя. Сила тяги от букс колёсной пары на раму тележки передаётся поводком, а от рамы тележки на кузов — двумя наклонными податливыми тягами. Податливость тяг создают торсионы. На ось колёсной пары через моторно-осевые подшипники скольжения опирается асинхронный тяговый электродвигатель.

Вращение вала электродвигателя на ось колёсной пары передаётся тяговым редуктором. На наружных вертикальных стенках боковин рамы тележки через специальные кронштейны с упорами установлены четыре тормозных цилиндра с автоматическим устройством для регулирования выхода штока.

Кузов тепловоза — капотного типа и состоит из следующих основных частей: холодильной камеры, кузова над дизель-генератором, кузова над статическими преобразователями, кабины машиниста с кузовом над вспомогательным оборудованием и кузова над аппаратной камерой.

Локомотив оснащён аппаратурой управления по системе двух единиц, комплексным устройством безопасности (КЛУБ), комплексом сбора параметров движения (КПД), двухдиапазонной радиостанцией Р228 типа «Транспорт РВ-1,1М», системой звуковых сигналов большой и малой громкости и устройством для отцепки локомотива от состава из кабины машиниста. В кабине машиниста установлен пульт управления, на котором имеются дисплейный модуль с клавиатурой, контроллер машиниста, приборы управления и контроля тормозного оборудования. Предусмотрена возможность управления тепловозом одним машинистом, для чего в кабине имеется вспомогательный пульт управления.

Тепловоз был построен в единственном экземпляре. В 2012 г. установлен памятником на территории Брянского Машиностроительного Завода, где и был построен.

ТЭМ23

ТЭМ23-002
ТЭМ23-002

Маневровый тепловоз предназначен для маневровой, хозяйственной и вывозной работы в депо, на станциях и предприятиях ОАО «РЖД», а также промышленной зоне

ТЭМ28

ТЭМ28-0001
ТЭМ28-0001

Маневровый тепловоз с электрической передачей мощности переменно-постоянного тока

ТЭМ31

ТЭМ31М-015
ТЭМ31М-015

ТЭМ31 - Тепловоз с Электрической передачей Маневровый, тип 31. Разработан ОАО «ВНИКТИ», выпускается предприятием ОАО «Желдорреммаш» на Ярославским электровозоремонтным заводом (ЯЭРЗ).

Тепловоз ТЭМ31 спроектирован в ОАО «ВНИКТИ». Производство планировалось развернуть в Астрахани, однако в ОАО «Желдорреммаш» было принято решение о переносе производства на ЯЭРЗ. Это было обусловлено тем, что в Ярославле располагается Инжиниринговый центр ОАО «Желдорреммаш».

Локомотив создавался как замена устаревших маневровых тепловозов малой мощности (серий ТГК, ТГМ), а также более мощных маневровых локомотивов – для случаев, когда их мощность не используется в полной степени.

Опытный образец (ТЭМ31-001) был построен в 2009 году. В сентябре того же года этот локомотив был представлен на международном салоне ЭКСПО 1520, проходившем на территории экспериментального кольца ВНИИЖТ.

Тепловоз выполнен односекционным, двухосным, капотного типа, с башенной кабиной машиниста. Кабина расположена в центральной части кузова.

На тепловозе применена электрическая передача мощности от дизельного двигателя к колёсным парам, переменно-постоянного тока. Это означает, что переменное напряжение от генератора преобразовывается в постоянное для питания тяговых электродвигателей (ТЭД) постоянного тока. Управление ТЭД осуществляется с помощью регуляторов на IGBT-транзисторах. Охлаждение ТЭД производится вентилятором с системой линейного регулирования расхода охлаждающего воздуха.

Локомотивный тормоз имеет микропроцессорное управление. Дополнительно тепловоз снабжён автоматическим стояночным тормозом с электрическим приводом. Для получения сжатого воздуха применён винтовой компрессор с системой плавного пуска.

ТЭМ31 оснащён несколькими цифровыми системами, а именно:
- локальная сеть управления открытой архитектуры (включающая более десяти микропроцессорных устройств), которая объединяет все системы управления тепловозом, в том числе тягой и торможением, позволяющая осуществлять дистанционное управление тепловозом с помощью радиоканала, а также системы GPRS и Wi-Fi;
- центральное микропроцессорное устройство управления тепловозом типа БУЛ разработки ОАО «ВНИКТИ»;
- интеллектуальные пульты управления (основной и дополнительный) с собственными микропроцессорными устройствами;
- система удалённого контроля, сбора и хранения информации;
- дисплейный модуль российского производства.

Опытный образец ТЭМ31-001 после презентации был передан в депо им. Ильича в Москве. Далее эксплуатировался в ТЧ-40 Дирекции скоростного сообщения (Металлострой), затем в Южной дирекции скоростного сообщения (моторвагонное депо Адлер).

Остальные машины ТЭМ31 (002 и 003) по состоянию на конец 2015 года эксплуатировались на самом ЯЭРЗ.

В 2015 году началась эксплуатация новой версии тепловоза: 3 марта в депо Краснодар был передан ТЭМ31М-006. Остальные машины по состоянию на конец 2015 года в эксплуатацию не вводились.

ТЭМ33

ТЭМ33-001
ТЭМ33-001

ТЭМ33 — опытный Тепловоз с Электрической передачей, Маневровый, тип - 33. Выпускался в 2013 году на Брянском машиностроительном заводе.

Способен перевозить составы весом до 6900 т. Оснащён сразу двумя дизельными двигателями по 780 л.с., которые могут работать по отдельности или одновременно. Обеспечивает экономию расхода топлива за счёт отключения избыточной мощности второго двигателя и улучшает экологические характеристики тепловоза.

Кузов модульной конструкции, отдельно можно заменить: кабину, силовые установки, генератор и пневматический отсеки. В тепловозе установлены особо прочные подшипники качения прессованного типа. В результате упрощается процесс обслуживания и снижаются эксплуатационные расходы.

В 2013 году построен первый тепловоз, прошедший 300 часов испытаний при депо Брянск-2 (Московская ж/д). На 2022 год тепловоз находится на Брянском машиностроительном заводе. Возможно, будет запущено серийное производство.

ТЭМ35

ТЭМ35-0001
ТЭМ35-0001

Гибридный маневровый тепловоз с асинхронным приводом

ТЭМ-ТМХ

ТЕМ-ТМХ-0001
ТЕМ-ТМХ-0001

Маневровый тепловоз с кузовом капотного типа

Тепловоз ТЭМ-ТМХ - совместный проект, реализованный на Брянском машиностроительном заводе совместно с компанией CZ LOKO и Вильнюсским депо по ремонту локомотивов. Локомотив сконструирован на базе экипажной части тепловоза ТЭМ18 с использованием его главной рамы и бесчелюстных тележек. В конструкции применены модульные агрегаты производства фирмы CZ LOKO. Тепловоз ТЭМ ТМХ имеет кабину машиниста башенного типа и низкий капот. Локомотив оснащен двигателем внутреннего сгорания Caterpillar 3512B DITA (или 3508 B DITA) мощностью 1455 кВт или 970 кВт, электродинамическим тормозом, автономным подогревателем кабины машиниста и кондиционером.

ТЭМ-ЛТХ

ТЕМ-ЛТХ-01
ТЕМ-ЛТХ-01

Тяговые тепловозы серии TEM LTH / ТЭМ ЛТХ предназначены для тяжелой маневровой и вывозной работы на общегосударственных и региональных железнодорожных путях и промышленных ветках с шириной колеи 1520 мм.

Тепловозы - капотного типа с башенной кабиной машиниста, расположенной ближе к заднему буферному брусу главной рамы. Максимальная скорость - 100 км/ч. Тепловоз с маркировкой TEM LTH соответствует, в рамках ЕС, нормам TSI, а ТЭМ ЛТХ – нормам ГОСТ.

Главная рама установлена посредством восьми опор на двух двухосных тележках, между которыми размещен топливный бак. Силовая установка тепловоза находится в переднем капоте. Она состоит из двигателя внутреннего сгорания Caterpillar C27 (у серии TEM LTH), или Caterpillar 3508B (у серии ТЭМ ЛТХ) и генераторов переменного тока Siemens (тягового и вспомогательного).

Вспомогательный генератор переменного тока служит для питания вспомогательных приводов (компрессор с радиатором, вентиляторы охлаждения тяговых двигателей и т.д.). Силовая установка соединена в одно целое и посредством общего промежуточного жакета установлена на главной раме тепловоза.

Передача мощности от двигателя внутреннего сгорания до тяговой колесной пары – электрическая, переменная и состоит из тягового генератора, выпрямителя, тяговых контейнеров с инверторами и четырех тяговых двигателей.

Тяговый двигатель самостоятельный для каждой колесной пары, на которой он установлен при помощи подшипников качения. В переднем капоте также расположено большинство вспомогательных приводов, блок охлаждения ДВС и пневматический блок. В заднем капоте помещены электрические распределители и блок электродинамического тормоза (ЭДТ).

Регулирование мощности и управление всем тепловозом обеспечивает электронная система управления MSV-электроника с функцией автоматического регулирования скорости (AРС).

На тепловозе находятся три системы пневматических тормозов (автоматический, прямодействующий, дополнительный), стояночный тормоз и электродинамический (ЭДТ). Автоматический тормоз тепловоза серии TEM LTH - системы DAKO-GP, а у серии ТЭМ ЛТХ - системы УКТОЛ. Бортовая электрическая сеть тепловоза серии TEM LTH имеет напряжение 24 В, а у ТЭМ ЛТХ - напряжение 110 В.

Интересные факты:
- 09.2013 — экспонат IV Международного железнодорожного салона «ЭКСПО 1520» (11-14 сентября, Щербинка);
- 25.09.2015 — первый день работы.

ТЭМ103

ТЕМ103-0001
ТЕМ103-0001

В 2001 году в стране была создана государственная программа «Развитие рельсового подвижного состава социального назначения для железнодорожного транспорта городского хозяйства», а 24 декабря того же года вышел приказ № 717Ц о плане капитальных вложений Укрзалізниця. Это стало основанием для начала работ по проектированию нового маневрового тепловоза и вскоре проект был готов.

Согласно проекту, локомотив должен был иметь модульную конструкцию, что позволяло применить дизельные двигатели мощностью 800, 1200, 1600 или 2000 л.с., а экипажная часть могла быть выполнена на колею 1435 мм, либо на колею 1520 мм. В качестве первого образца был выбран тепловоз с дизелем мощностью 800 л.с. и экипажной частью на колею 1520 мм. Техническое задание на проектирование и изготовление было согласовано Главным управлением локомотивного хозяйства украинских железных дорог 26 мая 2004 года. В 2005 году холдинговая компания «Лугансктепловоз» совместно с «Электротяжмаш» (поставлял электрооборудование) выпустила тепловоз, которому была присвоена серия ТЭМ103 и полное обозначение ТЭМ103-001.

На ТЭМ103 были широко применена микропроцессорная электроника, в том числе в системах управления и контроля дизельного двигателя и тепловоза, благодаря чему тепловоз будучи легче ТЭМ2 и ЧМЭ3. всё же имел близкие к ним тяговые характеристики. Также тепловоз был оборудован реостатным тормозом мощостью 500 кВт, а оборудование позволяло эксплуатировать два тепловоза по СМЕ. После проведения испытаний, ТЭМ103 был принят Межведомственной комиссией и в 2006 году поступил для эксплуатации на Донецкую железную дорогу в локомотивное депо Дебальцево-Пассажирское.

ТЭМ241

ТЭМ241-002
ТЭМ241-002


Новый тепловоз обеспечивает:
- движение с составом массой до 1000 т;
- выполнение хозяйственных работ с применением промышленного электро- и пневмоинструмента;
- выполнение маневровых работ в закрытых помещениях;
- резервированное обеспечение электроэнергией потребителей напряжением 380В, 50Гц;
- очистку путей от снега с помощью дополнительно установленных плужных или роторных агрегатов;
- погрузочно-разгрузочные работы при установке на модуле гидравлического крана-манипулятора.

Вся необходимая информация о ТЭМ241 размещена ниже. От себя добавим лишь то, что это своего рода "сборный" тепловоз - заказчик сам решает, каким будет его новый локомотив.

В настоящее время построена только одна машина. Это ТЭМ241-001, работающий в СПЖТ Сыктывкар.

Всем ПОКА-ПОКА! ДО НОВЫХ СТАТЕЙ!
Всем ПОКА-ПОКА! ДО НОВЫХ СТАТЕЙ!