139 подписчиков

Антропный принцип космологии как телеологический аргумент

Фото из интернета
Фото из интернета

Напомним сильный антропный принцип: «Доступная нам Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Или: «Вселенная необходимо должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни» .

Этот принцип был предложен с целью объяснить, с научной точки зрения, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеют место определённые соотношения между фундаментальными физическими параметрами, которые необходимы для существования разумной жизни.

Фото из интернета
Фото из интернета

Вселенная была изначально задумана как место, где каждый ее компонент должен благоприятствовать зарождению жизни и существованию человечества на одной из «избранных» планет, — и этот замысел, присутствующий буквально во всем, поражает грандиозностью своего масштаба.

В христианстве человек всегда рассматривался как «венец творения», ради которого мир получает бытие. Ещё до формулировки антропного принципа, святитель Василий Великий еще в IV в. отмечал, что первозданная материя («земля») названа в тексте Шестоднева «невидимой» (Быт. 1:2), потому что «не было еще зрителя земли – человека» - разумного наблюдателя. В физике, согласно закономерностям квантовой механики, только участие наблюдателя позволяет квантовым объектам проявить себя тем или иным образом. Вселенная и является таким объектом. «Сравним это с тем местом в Библии, где говорится, что Господь создал всякий полевой кустарник и всякую полевую траву, которых еще не было, ибо… не было человека для возделывания Земли (Быт. 2:5). Господь Бог их уже создал, но их еще не было, потому что не было человека. Точно также в квантовой механике, квантовый объект есть, но его как бы нет, т.к. чтобы он как-то проявился, необходим наблюдатель», - замечает прот. М. Захаров.

Поэтому сильный антропный принцип является современной формулировкой телеологического аргумента или телеологического доказательства бытия Божия (греч. τέλειος - заключительный, совершенный) – одного из самых древних и распространенных аргументов в пользу существования разумного Творца, основанного на представлениях о целесообразности, гармоничности, закономерности наблюдаемого мира.

Если понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Подробнее можно почитать в нашем сборнике:

Традиция и новации: культура, общество, личность. Материалы I Рождественскиx образовательныx чтений 22 декабря 2015 года

Редакторы С. Г. Чезганова, О. А. Галазутдинова