"Следует помнить, что рабочая неделя до шестидесяти пяти лет была разработана правительствами и корпорациями, а не медиками" - Стивен Маги.
В этой статье я хочу рассказать свой опыт работы в крупном коммерческом бизнесе. И это будет положительный опыт с точки зрения технологичности бизнеса.
Напомню, что ранее мы говорили о малом бизнесе (часть 1) и о среднем (часть 2).
Крупный бизнес
Начнем с опыта в крупной компании. То был один из крупных ритейлеров бытовой техники и электроники в России
В целом, работа в крупной компании даже на рядовых позициях, для меня была в каком-то плане легче "морально", чем работа в малом, среднем бизнесе и госсекторе. Этому есть несколько причин.
Во-первых при работе на "бизнес-гиганта" мои доходы были более прозрачны, причем у меня были инструменты, для того чтобы эти самые доходы повысить. Я точно знал, сколько и чего я должен продать или выполнить, для того чтобы заработать конкретную сумму. И да - я мог просто выполнять план, и не выслушивать при этом никаких претензий от начальства.
Во-вторых - хороший уровень организации корпоративного управления. Суть в том, что я всегда знал, что и как я должен делать. У меня никогда не возникало вопросов о том, должен ли конкретную задачу выполнить я, или другой отдел. Каждый делает то что должен и когда должен - процессы выстроены хорошо.
В третьих - "оптимизированная" бюрократия. Большую часть времени я работал в отделе, который занимался приемкой на гарантийный ремонт, обменами\возвратами техники, работой с претензиями клиентов. И тут, конечно, Вы понимаете - без бумажек никак. Но, их количество было сведено к минимуму, и каждый сотрудник знал "матчасть" наизусть - что и как должно быть указано, какая бумажка нужна в этой ситуации, а какая не нужна. У нас была хорошо выстроенная система, и это позволяло тем, кто уже поработал какое-то время, работать быстро и не задумываясь, при этом не совершая серьезных ошибок.
Был и еще один нюанс, связанный с бюрократией. Например - я не помню, чтобы я хоть раз в отделе кадров или у секретаря, писал что-то вручную в документах, кроме подписи. Все документы типовые, формируются большинство из них автоматически.
Четвертый положительный момент - подавляющее число руководителей выросло "с низов", то есть с рядовых должностей. Например, почти все директора магазинов, когда-то были продавцами в начале своего пути. Остальная часть - пришла с других компаний, с аналогичных должностей. Это автоматически решает очень много проблем в коллективе и благотворно влияет на авторитет таких руководителей. Потому что это те люди, которые действительно знают, кто чем занимается и как они это делают. С таким руководителем работа становится более слаженной, при этом руководство имеет "человеческое лицо", что дает ощутимый бонус к моральному климату в коллективе.
Пятый плюс, самый важный для этой статьи - технологичность.
Почти все бизнес-процессы автоматизированы, и люди участвуют в них по минимуму. Это дает бизнесу огромные преимущества. Например - у нас всегда можно было узнать, какой товар на какой конкретно полке склада лежит. Это кажется мелочью, но поверьте - это не так. В любой компании, где на балансе находится свыше хотя бы 1000 единиц ТМЦ, инвентаризация может стать настоящим адом и растянуться на несколько недель. Потому что искать приходится вручную, не всегда есть уверенность что ты нашел именно нужную позицию и не считаешь её уже в третий раз подряд, как три разных. Но основная цель такой оптимизации хранения товаров на складе была не в упрощении процесса инвентаризации. Упрощение инвентаризации было второстепенным эффектом. Внедрено это было, конечно, с целью оптимизации выдачи товара клиенту.
Давайте рассмотрим этот процесс поэтапно до оптимизации процессов на складе и после нее.
Как видите клиент может терпеть до 40 минут в ожидании. А это негатив, нервы и потеря времени. Это влияет на репутацию, потребительский опыт и продажи в целом.
Теперь давайте рассмотрим процесс выдачи товара после внедрения новой технологии учета товаров.
Как видите, время выдачи заказа значительно сокращается. Как думаете, в какой магазин Вам было бы приятнее ходить? В тот, где товар Вы получаете за 10 минут, или в тот, где ждете все 40?
Это пример хорошо организованного с помощью технологий бизнес-процесса. Пример отсутствия такой организации я уже рассматривал более подробно в другой статье про интернет-провайдеров.
Теперь поговорим о минусах. Они имеют место быть всегда и везде.
Вы постоянно в работе. Очень редко бывают моменты какого-либо затишья, и если в магазине нет клиентов - это совсем не значит, что кто-то позволит сотрудникам прохлаждаться. Вы либо приводите в порядок торговые залы, либо проходите обучение, либо тренируетесь, совершенствуя навыки. В таком темпе работать готов не каждый. И да, есть лодыри, которым удается отлынивать от всего этого, такие есть везде. Я же говорю о самой результативной массе сотрудников, которые зарабатывают и приносят прибыль и себе и компании.
Вы работаете с людьми. А это сложно. Люди попадаются очень разные, и в силу нашего менталитета - назвать общение с ними приятным очень и очень сложно. Поэтому чаще всего сталкиваешься с откровенной глупостью и агрессией. Мало кто способен на конструктивный диалог и взаимное уважение в нашем обществе.
Компания "зомбирует" Вас своими "корпоративными ценностями". Выражается это по-разному. От заучивания девизов, до пения корпоративных гимнов каждое утро в начале рабочего дня. При этом я не хочу и не могу сказать, что корпоративная культура не нужна и не важна. Конечно же важна. Но как и все в нашей жизни - все хорошо в меру. И очень часто эту палку перегибают. Есть такая хорошая поговорка, которая описывает такие перегибы: "Заставь дурака Богу молиться - он себе лоб разобьет".
На этом, пожалуй, мой опыт работы в крупном бизнесе заканчивается. В следующей статье я расскажу о своем опыте работы в госсекторе.
А какие плюсы и минусы видите Вы в работе на крупную компанию? Для полноты картины, предлагаю рассказать об этом в комментариях.