После небольшого цикла заметок о героях произведений Василия Макаровича Шукшина начало которого здесь
нельзя не рассказать о событиях последовавших после съемок его последнего фильма "Калина красная".
Фильм на "Мосфильме" принимали достаточно сложно. Руководитель объединения "Мосфильма", где снимался фильм С.Ф. Бондарчук, отметив, что в фильме есть правда жизни, но вот надо еще разобраться с правдой искусства, вызвал у Шукшина слезы отчаяния. Резко против выступили режиссеры Юрий Озеров и Алексей Салтыков. Положительный образ главного героя, вора-рецидивиста, вызывал у них неприятие. Но директор киностудии Сизов поддержал фильм. Фильм показали "на дачах" у руководства страны, фильм понравился.
Весной 1974 г. фильм вышел на экраны. На Всесоюзном кинофестивале в Баку "Калина красная" завоевала Главный приз. Конкурировала с украинской лентой "В бой идут одни "старики". При этом возникла небольшая интрига. Часть жюри кинофестиваля фильм Шукшина не восприняла. в т. ч. председатель жюри Станислав Ростоцкий и Зинаида Кириенко.
В качестве фильма-конкурента была выбрана военная драма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Украинской делегации открытым текстом было предложено: если вы не против, ваш фильм возьмет главный приз. Те ответили: мол, не можем обсуждать этот вопрос без режиссера «Стариков» Быкова. «Тогда пойдемте к нему», — последовал ответ. И вот в два часа ночи в гостиничный номер Быкова пришли его коллеги и передали предложение членов жюри. На что создатель «Стариков», ответил
В списке, где Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина – это рядовой фильм о войне, а его – это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля.
Фильм Быкова получил Первую премию фестиваля.
Зритель встретил фильм "Калина красная" с огромным воодушевлением. 62 млн. просмотров фильма за первый год, четырнадцатое место по количеству зрителей в истории советского кинопроката.
Картину приняли грандиозно. Так не принимали ни одну картину. И люди плачут, и сам я наревелся. Очень хочу, чтоб вы ее скорей посмотрел... А картину-то сходи посмотри: она, конечно, тяжелая, но ты знаешь, что это не все правда. В зале сидят, плачут. Принимают ее так, что я и сам плачу. Но посмотреть надо, у меня такой еще не было. <…> Картина моя с успехом идет повсюду: на этот раз я как-то не мучался с ней, сдавая, приняли почти сразу.
писал Шукшин матери.
Писатель Василий Белов, один из самых близких Шукшину людей высказался
…поздравляю тебя. Боялся я твоей слабости по отношению к блатным. Но образ (вернее, весь фильм) получился шире, хитрее — видно, знал ты, чего делал. В двух-трех местах (например, “Народ для разврата собрался!”) меня слегка покоробило. Но это, видать, спешка, нервозность, горячка…
А так фильм грандиозный. Обнимаю, радуюсь. Поплакал я втихаря. Такой горечи и боли еще не было в нашем кино. Молю Бога, чтобы фильм поскорее пришел к людям
В Казахстане, в городе Аркалык заключенные строили кинотеатр «Октябрь» и чтобы успеть к юбилею, поставили условие начальству, показать в новом зале строителям два раза подряд «Калину красную», и обе стороны слово сдержали.
И на волне зрительского успеха "Калины красной" Шукшин вновь начинает поход за постановку фильма о "Степане Разине". Уже семь лет, начиная с 1967 г., он не оставляет этих попыток. Но опять условие. Надо сыграть в фильме своего начальника Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" одну из главных ролей — рядового Лопахина. Тогда Бондарчук согласен оказать содействие в запуске съемок "Разина" уже осенью 1974 г.
Но за два дня до окончания съемок в "Они сражались за Родину" Шукшин умирает. Правда, он успел в перерыве между съемок у Бондарчука в сентябре 1974 г. сыграть еще одну роль в фильме Глеба Панфилова "Прошу слова" - роль провинциального драматурга Федора. Планировалось, что Шукшин сыграет с Чуриковой две сцены, но успел только одну. И озвучивал роль уже ленинградский актер Игорь Ефимов. Роль очень интересная и как-то незаслуженно забытая. Об этой роли Шукшина мы писали здесь.
А после этой смерти на взлете начинается необыкновенный всплеск интереса к творчеству Василия Макаровича. В издательствах нет отбоя от заявок литературных генералов о публикации воспоминаний о встречах с Шукшиным. Книжные издательства и столичные, и провинциальные массовыми тиражами выпускают сборники литературных произведений писателя. Шукшина начинают называть "последним гениальным русским писателем".
И, наконец, в 1976 г. Василию Макаровичу "за творческие достижения последних лет в киноискусстве" посмертно присуждена высшая награда СССР за достижения в области искусства — Ленинская премия. Посмертное присуждение этой премии в области искусства Шукшину было первым в истории этой награды. Вторым случаем посмертного присуждения премии в области искусства, но уже Государственной, было присуждение Государственной премии СССР Владимиру Высоцкому в 1987 г. "за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен".
В чем причина такого резкого посмертного официального признания Шукшина со стороны властей? Наверное, лучше всего это выразил Андрей Тарковский, однокурсник Шукшина. Именно в курсовой короткометражке Тарковского Шукшин сыграл свою первую роль как артист. И всю жизнь Шукшин втайне соперничал с Тарковским. Его "Степан Разин" в какой-то мере должен был стать ответом на "Андрея Рублева". Кстати, роли князей-братьев в "Андрее Рублеве" писались с Шукшина и для Шукшина, но не получилось, сыграл их Юрий Назаров. Так вот что предположил Тарковский.
... Василию Макаровичу недоставало при жизни той славы, которой так щедро оделяют его сейчас. Мне кажется, что его как-то боялись, от него ожидали чего-то такого опасного, взрывчатого. А когда он умер, его стали благодарить за то, что взрыва не произошло.
Да, скорее всего действительно боялись. Наверняка, в компетентных органах имелось пухлое досье с соответствующими высказываниями Шукшина. Да и некоторые его рассказы, та же "Кляуза", которую знал даже Предсовмина СССР А.Н. Косыгин, не отмечались особой лояльностью. Но хитер был по мужицки Василий Макарович, не подставлялся как Солженицын. А властям еще один Солженицын нужен не был.
Но вот т.н. "творческая московская интеллигенция" не перенесла такого успеха необразованной деревенщины с Алтая. Той самой "творческой интеллигенции" в чьи квартиры Белла Ахмадулина во время короткого романа с Шукшиным приводила, как экзотику мужичка в кирзачах из сибирской глубинки, который вот этими сапогами тащил грязь по московским коврам. Потом все это представление сибирского крестьянина "культурной" московской тусовке Шукшин изобразит в "Печках-лавочках". И об этих "культурных" сам Шукшин напишет, размышляя о культуре и "культурности".
У меня было время и была возможность видеть красивые здания, нарядные гостиные, воспитанных, очень культурных людей, которые непринужденно, легко входят в эти гостиные, сидят, болтают, курят, пьют кофе… Я всегда смотрел и думал: «Ну вот это, что ли, и есть та самая жизнь – так надо жить?» Но что-то противилось во мне этой красоте и этой непринужденности: пожалуй, я чувствовал, что это не непринужденность, а демонстрация непринужденности, свободы – это уже тоже, по-своему, несвобода. В доме деда была непринужденность, была свобода полная... нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда – крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там. Я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там жила шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали… Собственно, вокруг работы и вращалась вся жизнь. Она начиналась рано утром и затихала поздно вечером, но она как-то не угнетала людей, не озлобляла – с ней засыпали, к ней просыпались. Никто не хвастался сделанным, не оскорбляли за промах, но – учили… Никак не могу внушить себе, что это все – глупо, некультурно, а думаю, что отсюда, от такого устройства и самочувствия в мире, – очень близко к самым высоким понятиям о чести, достоинстве и прочим мерилам нравственного роста человека: неужели в том только и беда, что слов этих «честь», «достоинство» там не знали? Но там знали все, чем жив и крепок человек и чем он – нищий: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие…
Поползли слухи об алкоголизме и антисемитизме Шукшина. Вот что вспоминает ближайший соратник Шукшина. кинооператор Анатолий Заболоцкий. В 1969 г. он специально приехал в Москву из Минска, где работал на "Беларусьфильме", сказать, что ему очень нравятся фильмы Шукшина, но вот последний "Странные люди" не очень получился из-за того, что кинооператор Гинзбург снял его без любви к героям фильма. И Заболоцкий попросился в Шукшину кинооператором. И снял "Печки-лавочки" и "Калину красную".
Был вечер памяти Шукшина (в первый год после смерти) в кинотеатре «Уран» на Сретенке. Во вступительном слове Лев Аннинский высказал мысль, что Шукшин, сам будучи полуинтеллигентом, обрушился против интеллигенции. Из зала раздался громкий одинокий протест, что-то вроде того: «Сам ты полуинтеллигент»! Аннинский, прервавшись, попросил объявиться кричавшего. Тот простодушно встал. Часть зала и оратор потребовали выдворить нарушителя из зала. Тут же нашлись и исполнители. Вслед изгоняемому кричали: «Пьянь! Черносотенец!». Я сбоку бурчал Аннинскому: «Не гоже изгонять беззащитного противника». Аннинский, без зачинного огня, докончил свое слово (вскоре Лев Аннинский стал главным шукшиноведом, сопровождая своими комментариями почти все, вышедшие после смерти, книги Шукшина).
Но вот только с 1969 г., сразу после рождения младшей дочери Ольги Шукшин практически прекратил употреблять алкоголь, да и хроническая язва желудка, постоянно обострявшаяся, не очень то к этому располагала.
А насчет "антисемитизма", так это, что называется, у кого что болит, тот про то и говорит. Нигде в произведениях Шукшина не найдете ни слова, ни полслова против этих самых "семитов". В повестях и рассказах вообще нет упора на национальность героев. А в фильмах лишь в "Печках-лавочках" Зиновий Гердт в роли профессора-гостя Зиновия Ефимовича, только и представляет эту национальность, и очень нейтрально.
Так откуда же взялся этот, с поганеньким душком, миф об "антисемитизме" Шукшина? А вот откуда. Но об этом во второй части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.