Найти тему
РИА Новости

Домой — в шлепанцах: почему зарубежные авиакомпании теряют багаж россиян

Оглавление
В Москве у офиса Turkish Airlines выстроилась очередь© РИА Новости / Алексей Майшев
В Москве у офиса Turkish Airlines выстроилась очередь© РИА Новости / Алексей Майшев

Ольга Кабанова

Вот уже несколько месяцев Turkish Airlines и другие авиакомпании периодически оставляют без багажа пассажиров, возвращающихся в Москву. Причем сотрудники "забывают" погрузить в самолет не один-два чемодана, а вещи всего рейса. В чем причина регулярных сбоев и что делать туристам в такой ситуации — в материале РИА Новости.

Возвращаются пустыми

"Прилетели из Антальи в Домодедово 31 октября, багаж не получили. За нами через десять минут прибыл еще один рейс — и тоже без вещей. Домой из Москвы в Киров я добиралась в шлепках — сапоги остались в чемодане. Когда все вернут — неизвестно", — рассказывает пассажирка Лариса Остин.

   Пассажир в терминале Международного аэропорта Шереметьево имени А.С. Пушкина© РИА Новости / Павел Бедняков
Пассажир в терминале Международного аэропорта Шереметьево имени А.С. Пушкина© РИА Новости / Павел Бедняков

По словам гендиректора компании MAYEL Travel Майи Котляр, в сентябре и октябре большинство бортов Turkish Airlines возвращались из Турции в Домодедово и Внуково "пустыми".

Причем, как отмечает руководитель турагентства "Квинтэк" Анастасия Федорова, сотрудники не просто теряли багаж — они его в принципе не привозили.

"Если бы забывали погрузить один или два чемодана, понятно — человеческий фактор. Но в данном случае они все вещи со всего рейса не доставляют", — отмечает она в телеграм-канале.

Замкнутый круг

Анастасия столкнулась с этой ситуацией тоже в последний день октября. "Пустая лента прокрутилась перед недоуменными пассажирами и остановилась, — вспоминает она. — А дальше начался настоящий ад".

   Пассажиры стоят в очереди на регистрацию в аэропорту© РИА Новости / Павел Бедняков
Пассажиры стоят в очереди на регистрацию в аэропорту© РИА Новости / Павел Бедняков

Более 200 человек встали в длинную очередь, чтобы написать заявление (как положено — в бумажном формате) о пропаже багажа. Покинуть аэропорт до оформления нельзя, электронные документы не принимают — нет такой опции.

"Нам, можно сказать, повезло: мы были в начале очереди и простояли "всего" пять с половиной часов, — объясняет Анастасия. — Страшно думать об остальных. Зачем так издеваться? Почему мы не можем уехать и дома спокойно подать обращение онлайн, прикрепив к нему сканы бирок?"

   Пассажир в Международном аэропорту Внуково в Москве© РИА Новости / Алексей Майшев
Пассажир в Международном аэропорту Внуково в Москве© РИА Новости / Алексей Майшев

По словам еще одной пассажирки Turkish Airlines Светланы Марковой, чтобы оформить одного человека, операторам требуется 15-20 минут. Когда несколько рейсов друг за другом прилетают пустыми, ждать своей очереди приходится по восемь-десять часов.

Из-за убитого времени пассажиры не успевают на стыковки, вынуждены менять билеты. Потерянный багаж тоже не удается получить быстро.

"Я не смогла дозвониться в поддержку авиакомпании, чтобы узнать судьбу вещей, — говорит пассажирка Светлана Дрепина. — Но у знакомых получилось: им сказали, надо обратиться к представителям аэропорта".

В воздушной гавани тоже не берут на себя ответственность за потерянные вещи. "Причину неприбытия багажа необходимо уточнять у авиаперевозчиков", — сообщают в пресс-службе Домодедово. Получается замкнутый круг.

   Туристы в аэропорту© Fotolia / NicoElNino
Туристы в аэропорту© Fotolia / NicoElNino

"Мы ждали восемь дней, — рассказывает Светлана Маркова. — Нам никто не звонил, все узнавали сами. Багаж прибыл в Москву, а потом к нам в Череповец, и мы ездили за ним своим ходом".

Лето потерянных чемоданов

Проблемы с багажом в этом году начались не только у Turkish Airlines, но и у других зарубежных перевозчиков.

По данным The Independent, весной и летом спрос превысил предложение. Границы открылись, туристы начали массово скупать билеты. Авиакомпании и аэропорты не были готовы к такому ажиотажу. Ведь за время пандемии они уволили значительную часть сотрудников и обслуживать резко возросшее число пассажиров стало практически некому.

   Очереди пассажиров аэропорту Леонардо да Винчи в Риме, связанные с забастовкой авиадиспетчеров© AP Photo / Andrew Medichini
Очереди пассажиров аэропорту Леонардо да Винчи в Риме, связанные с забастовкой авиадиспетчеров© AP Photo / Andrew Medichini

Согласно статистике, которую приводит The Guardian, минимум шесть сумок на 1000 потеряли авиакомпании США. Вещи возвращались к владельцам небыстро: семья из Орландо, историю которой рассказывает издание, ждала четыре чемодана 63 дня. А ведущий австралийский перевозчик Qantas оставлял без багажа каждого десятого пассажира в региональном хабе Сиднея.

Число путешественников, столкнувшихся с такой ситуацией, в этом году выросло на 30 процентов по сравнению с 2019-м, отмечается в исследовании испанской страховой компании Mapfre. Многие СМИ даже окрестили прошедший сезон "летом потерянных чемоданов".

Не хватает рук

"Турция взяла на себя большие обязательства по перевозке в Россию — около 500 рейсов в неделю, 40-50 процентов из которых выполняют Turkish Airlines. Но при этом с окончанием летнего сезона авиакомпании и аэропорты по регламенту увольняют сотрудников или отправляют в неоплачиваемый отпуск. Персонал сейчас просто не справляется — они же вручную чемоданы грузят", — называет Майя Котляр основную причину массового сбоя.

По словам одного из пассажиров, который увидел свои вещи только через десять дней после рейса, есть еще один сопутствующий фактор.

   Выдача багажа в аэропорту Шереметьево © РИА Новости / Григорий Сысоев
Выдача багажа в аэропорту Шереметьево © РИА Новости / Григорий Сысоев

"В Домодедово мне объяснили, что ежедневно службы получают чуть ли не по 600 заявлений о пропаже. Аэропорт не может оперативно обрабатывать потоки не доставленного вовремя багажа. Он свален в одну кучу — и с каждым днем она растет. Сотрудники рандомно достают оттуда чемоданы на оформление и отправку", — рассказал он на условиях анонимности.

Что там вместо чемоданов

Есть и другие, неофициальные, версии. "У меня нет подтверждения, но, по некоторым источникам, эти рейсы используют как грузопассажирские", — говорит Майя Котляр.

   Самолеты авиакомпании Turkish Airlines в Международном аэропорту Стамбула© РИА Новости / Максим Блинов
Самолеты авиакомпании Turkish Airlines в Международном аэропорту Стамбула© РИА Новости / Максим Блинов

Одна из пассажирок вспомнила, что наблюдала в иллюминатор, как из самолета достают "что-то в металлических ящиках". А другая в шутку предположила, что вместо багажа туристов грузят турецкие мандарины.

На запрос РИА Новости в Turkish Airlines не ответили. Но во Внуково озвучили официальное объяснение от перевозчика.

"Согласно информации, предоставленной авиакомпанией, случаи неприбытия багажа связаны с тем, что он не был своевременно загружен в аэропорту отправления из-за неблагоприятных метеоусловий", — сообщили в пресс-службе воздушной гавани.

Лететь или нет

По словам Майи Котляр, в последние пару недель ситуация более-менее нормализовалась: все больше рейсов Turkish Airlines прилетают с вещами туристов, а службы аэропортов своевременно выдают багаж.

   Люди в аэропорту Манас в Бишкеке© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Люди в аэропорту Манас в Бишкеке© Sputnik / Табылды Кадырбеков

В воздушных гаванях стараются минимизировать "сбойные ситуации" и сократить время на составление и прием претензий от пассажиров.

Во Внуково, например, увеличивают число штатных сотрудников, в том числе за счет привлечения к работе в выходные, заранее готовят бланки заявлений и доверенности на доставку багажа, устанавливают дополнительную оргтехнику для подготовки копий документов, говорят в пресс-службе.

   Девушка с чемоданом в аэропорту© Depositphotos.com
Девушка с чемоданом в аэропорту© Depositphotos.com

Тем, кто все же остался после рейса без вещей, Анастасия Федорова рекомендует сразу обращаться на стойку розыска, чтобы по возможности быть первыми в огромной очереди.

"Если заметите, что лента крутится пустая, скорее бегите составлять заявление. Как только остальные пассажиры поймут, что чемодан сегодня не получат, вся толпа бросится к заветной двери. И все. Пропал день", — поясняет она.

В службе розыска багажа международных воздушных линий, помимо самого заявления, надо оформить пассажирскую таможенную декларацию и при необходимости — доверенность на доставку.

   Молодая пара в аэропорту© Depositphotos.com / ArturVerkhovetskiy
Молодая пара в аэропорту© Depositphotos.com / ArturVerkhovetskiy

"После досыла багажа в аэропорт сотрудники группы розыска и претензионной работы проинформируют о возможности личного получения вещей либо о передаче их в транспортную компанию или отправке ближайшими рейсами по месту нахождения пассажира", — уточняют в пресс-службе Внуково.

Тем, кто переживает за свои вещи, Майя Котляр советует сменить авиакомпанию. Тем более что перелет в Турцию на перевозчиках-конкурентах стоит даже дешевле.