Найти тему

«Почему четыре, а не пять?» или чем опасен синдром отличника?

Отличникам многие завидуют: все им легко даётся, учителя их любят, родители гордятся, домашка всегда выполнена, к контрольным ребенок всегда готов. Многие думают, что такому человеку просто повезло, мол, «он (а) умный (ая) от рождения». Но иногда за сплошными пятерками стоят не способности и любовь к учебе, а стресс, напряжение и ссоры в семье. Наш руководитель и мама Анна Беляева, рассказывает, что такое «синдром отличника» и чем он опасен.

Но за академическими успехами, чаще всего, стоят авторитарные и требовательные родители. Бесконечные сравнения со старшими детьми или детьми друзей, обесценивание, крики и ссоры, порванные тетради, слезы и огромный страх принести домой 4, а не 5. А иногда к этому причастны и учителя, которые видят в ребенке «потенциал».

Все это в конечном итоге приводит к тому, что дети всю жизнь несут на себе крест — «синдром отличника», который вызывает навязчивое желание доводить все до идеала. Такие люди убеждены, что нет предела совершенству. А еще — что они не имеют права на ошибку. Эти люди — перфекционисты.

Чем же опасен «синдром отличника»?

Такой ребенок чувствует постоянную тревожность. Он находится в состоянии перманентного эмоционального и нервного напряжения. И с выпуском из школы это состояние никуда не уйдет. Это состояние будет сопровождать его всегда, если не убрать главный фактор — «подпитку» со стороны. Чаще всего «подпитка» эта — семья, которая каждый день говорят ребенку о том, что он «должен быть как дедушка, который был отличником» или «ты что, хочешь быть хуже всех в классе?» и даже такие фразы как «а вот у тети Маши ребенок отличник» и «ты должен хорошо учиться, чтобы поступить».

«Подпитка» может поступать и из школы — от классного руководителя и учителей. В образовательной системе оценка — это метод мотивации учеников к обучению и выполнению заданий, и учителя этим пользуются. Дети постоянно сталкиваются с нагнетанием перед экзаменами и с запугиванием. Сложнее всего приходится именно детям с «синдромом отличника», которые варятся в этой тревоге круглосуточно.

-2

Как помочь ребёнку справиться с комплексом отличника?

1. Определить источник подпитки. Внутри семьи важно обсудить и понять, что оценка — это лишь субъективное мнение чужого человека о работе, которую выполнил ребенок. И больше ничего. Оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. Нужно перестать возводить систему оценивания в культ.

2. Из школы подпитку, к сожалению, исключить сложнее. Безусловно, можно поговорить с учителями об этой проблеме, объяснить ситуацию и свою позицию. Как вариант — рассмотреть смену школы на ту, где оценок нет. Конечно, позволить себе это могут не все. Да и школ таких очень мало сейчас.

Самое важное, приложить усилия по искоренению проблемы. Ребенок должен чувствовать себя в семье уверенно, комфортно и спокойно. Он должен знать , что его любят в любом случае, какую бы оценку он не получил.