Над этими вопросами задумывался наследник святоотеческой традиции игумен Никон (Воробьев).
Начнем сразу с его тезиса:
«Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения».
Задумаемся.
Мы ведь действительно очень часто автоматически переносим на духовную жизнь стремления нашей обычной жизни, а по сути - нашего падшего естества.
В обычной жизни как мы себя ведем? Мы избегаем трудностей, боли, страданий и стремимся к радости и удовольствиям.
Однако такой «паттерн» не просто напрямую не применим к духовной жизни, он еще и опасен.
Дьявол, прекрасно зная наше стремление к получению радости и удовольствий, принимая на себя вид «ангела света», легко может нам их подсунуть в виде «духовных» утешений.
И мало того – сделать их мерилом прогресса в духовной жизни, и, наконец, ввести в состояние полной гибели, если мы начнем гордиться ими, считая себя человеком, чего-то в ней достигшим.
Об этом предупреждает и св. Иоанн Лествичник:
«Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря».
Казалось бы, стремление к радости естественно!? Ан нет – в духовной жизни оно противоестественно.
Просто потому, что никто из нас по своей падшести, внутренней грязи и гнили, не достоин никаких духовных радостей.
Оказывается, прогресс в духовной жизни идет совсем в другом направлении – в направлении ко все большему внутреннему смирению в полном соответствие со словами Христа:
«…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Мф. 11. 29.
Смирение – это своеобразная «лакмусовая бумажка», которая может точно указать на то, в правильном ли направлении идет духовное развитие человека.
Игумен Никон приводит даже интересный образ на примере наследия преп. Макария Египетского:
«У преп. Макария Египетского отношение смирения к прочим добродетелям изъясняется притчей о роскошном обеде, устроенном для царя и вельмож. Но так как все было приготовлено без соли (т.е. смирения) то вместо благодарности устроивший обед подвергся только гневу царя. Так, без смирения всуе добродетели человека. Без него, т.е. смирения, в душу войдет гордость, с нею семь бесов, т.е. все страсти».
Обратите внимание на последние ремарки.
Духовная жизнь, как и материальная, не терпит «пустоты». Отсутствие смирения тут же заполняется гордостью.
А уже гордость ведет за собой другие «семь бесов» - то есть все остальные человеческие страсти (чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, тщеславие, уныние, печаль).
И все – человек погиб.
А все потому, что не на то сделал ставку в своей духовной жизни.
Он думал о радости, удовольствиях, любви, но не руководствовался в ней смирением как единственным верным маяком и путеводной звездой.
Но игумен Никон идет дальше.
Оказывается, без смирения даже вполне естественный и вполне Евангельский призыв для верующего человека – к исполнению заповедей, и тот может привести его к гибели, сделав врагом Божьим:
«Самым основным свойством «нового» человека является смирение, без которого исполнение даже всех заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает врагом Божиим, ибо если не будет смирения, то обязательно будет гордость».
Уф, страшновато становится.
Человек, казалось бы, стремится выполнять все Божьи заповеди, и прежде всего - любить Бога и ближних, а все равно – остается Божьим врагом.
Но, собственно, что удивляться?
С библейскими фарисеями и книжниками именно это и произошло.
Они скрупулезно исполняли все ветхозаветные заповеди, стремились к любви Божьей, считали себя Его детьми, но это не помогло им не стать убийцами Его Сына…
Да смирением у них и не пахло, зато гордости было хоть отбавляй.
Удивительно, что ничего не изменилось и в наше время.
И в наше время все современные, только уже христианские «фарисеи и книжники», пропитанные гордостью вместо смирения, часто берут на себя функцию учителей и поучителей.
Вы их найдете в каждом храме, в каждой общине, да и зачастую в каждой христианской семье.
И игумен Никон с горьким сарказмом, приводя в пример пророка и царя Давида, пишет об этом:
«Давид называл себя блохой во Израиле, псом, червем, имея Духа Святого, а мы, ничего не имя, кроме ветхости, считаем себя великими, способными учить и обличать других. Какая дьявольская насмешка над нами!»
Что делать? Нужно смирение, но как его добиться, где его взять?
А ведь это действительно весьма непростая задача – достигнуть внутреннего смирения. И без Божьей помощи тут невозможно ничего добиться.
Слишком велика эта добродетель, слишком многое от нее зависит, потому только Бог может наградить ею.
Но и человек не должен оставаться в стороне.
Вот что говорит игумен Никон одной из своих духовных дочерей:
«А как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства. Надо во всем: и в мелочах, и в крупном – познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою «ветхость» и «плотяность» и каждое проявление их употребить в свою пользу – укорять себя, считать себя негодной и в непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божии и помощи».
А другой своей дочери он говорит еще жестче:
«Сколько раз я говорил Вам, чтобы Вы никого не учили. А Вы лезете не в свои дела, свысока не только поучаете, но и обличаете даже, да еще в повышенном тоне… Точно также не раз говорилось Вам, чтобы Вы раз и навсегда признали себя падшим существом, источающим постоянно всякие грехи и припадали бы к Господу, как мытарь, обнажая себя во всем безобразии ветхого человека и бессилии самой исцелить свою прокаженную душу, и вопили: Боже, милостив буди мне, грешной!»
Применим к себе эти советы игумена Никона и будем молить Бога о даровании нам спасительного смирения.