Швейцарские часы со времени появления считались признаком высокого статуса их владельца. Но как возник этот тренд? Почему именно Швейцария стала законодательницей мод?
Королевская прихоть
Король Франции Людовик XIV в середине XVI века ввел запрет жителям стран Европы носить драгоценные камни. В противовес этому приказу в Швейцарии образовалось сообщество мастеров, которые стали делать часы удивительной красоты. Эти изделия могли поспорить с любым произведением ювелирного искусства.
Женевская Гильдия часовщиков демонстрировала высочайший уровень мастерства, который поддерживается до сегодняшнего времени уже современными производителями.
Швейцарские часы – часть экономики страны
В настоящее время статусные часы производит 2 страны: Китай и Швейцария. Ежегодно выпускается до 1,2 экземпляров. Большая часть продукции приходится на Китай, из которой 99 % — это недорогие кварцевые модели.
В премиум-сегменте Швейцария продолжает удерживать «пальму первенства». Здесь у страны нет конкурентов. Более 90 % часов экспортируется за рубеж. Эта статья доходов — важная часть экономики государства. А вот самым крупным покупателем изделий люксового класса остается Китай.
В 1970-х годах в этой сфере произошел крупный спад: у покупателей не было потребности в предметах роскоши. Промышленность практически замерла, но затем начала постепенно восстанавливаться. Через 20 лет спрос на изделия премиум-класса резко возрос, что стало причиной возрождения швейцарских брендов. Но в стране производятся и недорогие модели, удовлетворяющие потребности разных слоев населения.
Росту часовой промышленности в Европе способствовал и невиданный запрос на люксовые аксессуары в Поднебесной. Прибыль от экспорта изделий в Китай за десятилетие, начина с 2000-х годов, выросла в 10 раз. Но затем эта тенденция стала резко снижаться. Причины — проведение антикоррупционной политики в стране и замедление темпов развития экономики.
Постепенно крупные компании, выпускающие швейцарские часы, начали скупать мелких поставщиков и производителей комплектующих. Они наращивали производственные мощности, продавали лицензии, тем самым способствуя сбыту продукции и росту показателей прибыли.
«Swiss made»
Эта надпись ставится только на изделиях, которые соответствуют определенным условиям. Чтобы получить трендовое клеймо, более 50% комплектующих часов должны быть произведены в Швейцарии. Сборка и контроль качества также происходят на родине этих моделей.
Сегодня стабильный спрос на швейцарские часы есть во многих крупных странах, в том числе Китае, Индии, Мексике, Южной Корее. Стабильный интерес можно объяснить тем, что это одно из статусных изделий, доступных для мужчин. Для каждого стиля есть возможность подобрать отдельную модель, например, в этом магазине.
С приходом эры смартфонов часы почти не используют по их прямому назначению — показывать время. Они демонстрируют окружающим достаток и общественное положение своего владельца. Аксессуар иногда используют для дополнения образа.
Современные «умные часы» вряд ли вытеснят с рынка швейцарские. Наоборот, дешевые и доступные, они только подчеркивают ценность изделий премиум-сегмента, цена которых растет с каждым годом, а спрос не становится меньше.