Я сегодня хотел бы вместе с вами прочитать Евангелия от Матфея, начало третьей главы. Эта история говорит о чудеснейшем явлении, которое имело место в жизни народа израильского. Это явление было настолько важным, настолько потрясающим, настолько действенным, что до сего дня, каждый человек, который читает эту историю, не может читать ее с равнодушным сердцем. Уж слишком много здесь всего необычного, всего чего-то такого, что раньше не случалось или очень редко случалось. Давайте прочитаем еще раз Матфея 3:1-12.
Мф.3:1-12 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. 5Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. 7Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8сотворите же достойный плод покаяния 9и не думайте говорить в себе: 'отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 11Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Представьте себе народ израильский, который был очень хорошо знаком с историей того, как Бог действовал раньше с их праотцами. В течении четырехсот лет не получал ни единого слова с небес. После последнего пророка, пророков больше не было. На протяжении четырехсот лет все происходило, как будто под властью различных мировых империй. Сначала это был Александр Македонский, потом после Александра Македонского четыре генерала, которые поделили эту территорию, и одному из них, Антиоху Епифану, досталась Палестина, и он там устроил страшное, кошмарное нечестие, всякие разные безобразия, которые он там делал.
И вот, внезапно, появлялись ангелы, помните? Внезапно какое-то просветление было, какой-то луч, который разошелся, молва о нем разошлась, безусловно, по все Палестине, по всей Иудее. Волхвы приходили, младенцев уничтожали – но опять тихо. На тридцать лет ничего нет. Возможно, многие люди, кто-то уже умер за эти тридцать лет, кто-то подумал, что наверно это было просто временное какое-то проявление, и по всей видимости, Бог сегодня не действует или не готов действовать. И вдруг, появляется человек, этот человек был достаточно необычен. Во-первых, было необычно место его проповеди. Где сегодня проповедуют? Ну, на стадионах обычно, да? Если хорошо организация поставлена, если деньги есть снимают стадион, рекламу, где-то в центральном, большом городе, что бы собрать как можно больше людей, что бы громогласно к ним обратиться.
Заметьте, Иоанн Креститель вышел и стал проповедовать в пустыне Иудейской, то есть в том месте, куда и прийти то трудно. Он не пришел в Иерусалим, он не пришел даже в какой-то один из менее значительных городов израильских. И в этом был определенный смысл. Дело в том, что служение Иоанна Крестителя, это не было служение обычное, которое имели учителя, которое имели различные фарисеи, которое имели книжники, которые выдвигали свои идеи и собирали вокруг себя народ. Иоанн Креститель проповедовал другое Евангелие.
Очень интересная суть этой проповеди или суть этого Евангелия. Посмотрите, вначале он говорит:
Мф.3:1-2 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Вы знаете, почему народ толпами кинулся вот туда, слушать Иоанна Крестителя? Потому что на протяжении всей его истории, израильтяне, иудеи ждали царства. Оно было у них, они когда-то его получили. Когда-то Давид его установил, Соломон его развивал, но потом они его потеряли, и в принципе, вся их дальнейшая жизнь, представляла из себя мечту, они жили думая, стремясь к тому, чтобы когда-то в один день восстановится царство. И вдруг появляется человек, который провозглашает всем и говорит: «эй, царство при дверях. Вот то царство, о котором мечтали ваши отцы, вот то царство, о котором вы молились, вот то царство, о котором вы так долго стенаете находясь под игом всевозможных, разных захватчиков, одних, потом других, потом третьих. Вот это царство близко, при дверях». Поэтому люди изо всех мест стали собираться для того, что бы услышать о царстве.
Интересная вещь, когда они пришли туда, вместо того что бы услышать программу, какие-нибудь тактические действия, вместо того что бы им рассказали сегодня, так: «Иуда группируется с этой стороны, Вениамин, вот стой стороны, колено Ефремово с этой стороны и так далее. Мы будем действовать вот так: мы свергнем сначала центральное правительство, а потом будем свергать там, на местах, ну или наоборот». Ну, просто что-то подобное они рассчитывали услышать – царство приблизилось. Вместо этого, они услышали слова, которые потрясли их до глубины души. Вместо этого они услышали слово: «покайтесь».
Я сегодня хотел обратить ваше внимание именно на этот аспект, этой истории. Дело в том, что Царство Небесное близко при дверях и сегодня. Дело в том, что Царство Небесное близко сегодня к вашей душе, дорогие друзья. И сегодня, к вашей душе, как никогда, наиболее практично звучит вот это слово: «покайся».
Я хочу сказать о покаянии, как о революции души. Иногда, эта революция происходит в тишине комнаты, тогда, когда никто не видит, иногда она происходит громогласно, иногда это происходит в беседе один на один. Но очень важно, дорогие друзья, что бы каждый человек, живущий на земле и вы в том числе, дорогие друзья, что бы у вас была эта точка, что где-то в вашей жизни вы пережили революцию души.
Сегодня, я хотел бы вместе с вами посмотреть на три аспекта покаяния, для того, что бы научиться каяться, для того, чтобы проверить свое покаяние, для того, что бы приготовить себя к вечере Господней. Потому что вечеря Господня это, прежде всего, покаяние, это, прежде всего, осознание своей зависимости от нашего Господа Иисуса Христа, от Его спасительной благодати.
Я хотел бы остановиться на трех вопросах. Во-первых, что значит покаяться? Во-вторых, почему нужно каяться? И в-третьих, как не нужно каяться? И обо все этом написано здесь в этой истории, поэтому я хотел бы очень кратко остановиться на некоторых ее аспектах. Давайте еще раз прочитаем первые шесть стихов:
Мф.3:1-6 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. 5Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Очень интересная формулировка, которую употребляет здесь Матфей. Опять-таки, напомню, что Матфей пишет своим соотечественникам, он пишет в основном к Евреям, к людям, которые были знакомы с законом, с историей народа израильского. И обращаясь к ним, он описывает интересные аспекты, когда он обращается к части закона, к части пророков. И когда он приносит эти части и составляет из них прекрасную мозаику, он показывает, как это все воплощается в образе Иисуса Христа, в Его служении, в служении тех людей, которые были рядом с Ним. И в частности, он говорит об Иоанне, о том, что Иоанн Креститель был тем самым человеком, о котором много лет тому назад и пророк Исаия говорил. Он говорил следующее:
Мф.3:3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне
Очень интересная фраза «глас вопиющего в пустыне». Дело в том, что в то время существовал такой порядок: каждый раз, когда царь приезжал в какую-то местность, перед царем шли глашатаи, эти глашатаи шли везде, они шли по всей дороге, где этот царь должен был пройти; так вот, все люди в окрестности, они вызывались для того, что бы ровнять дорогу. «Глас вопиющего в пустыне», то есть еще далеко за городом, еще далеко в той местности, где он движется, куда он идет, вызывались люди, приглашались все: «внимание, царь идет! Пожалуйста, приготовьтесь к тому, что бы царь здесь прошел». Люди действительно серьезно к этому относились.
В наше время существуют все возможные службы безопасности различных президентов, которые вылетают, если президент собирается поехать в какую-то страну, за несколько недель до этой поездки, туда вылетают агенты службы безопасности, и они готовят все, просматривают все аспекты пребывания этого важного человека. Меняется время, меняются обстоятельства какие-то, но суть остается та же самая: важный человек, требует определенного важного приема. Это то, о чем говорит здесь Матфей, представляя нам с вами Иоанна Крестителя.
Заметьте, что Иоанн Креститель, считается последним ветхозаветным пророком. Но посмотрите, он ни одного чуда не совершил, не написано об этом, не написано о каких-то сверхъестественных делах, которые бы он делал. Все что он делал, он провозглашал власть и авторитет Бога, основываясь на Священном Писании. Он открыл книгу пророка Исаии, и он читал из пророка Исаии: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Это был экзегет, это был проповедник, это был тот человек, который открывал Библию, и который с авторитетом Божественным открывал ее смысл людям, которые приходили к нему.
1. Что значит покаяться?
Вы знаете, слово «покаяться» или «покояние» – метаноя, это слово означает радикальную перемену. Перемену в сознании, прежде всего, перемену чувств, то есть человек меняет ощущения свои к чему-либо и перемену воли, то есть человек покаявшийся, это не просто человек, который хочет делать доброе, это тот человек, который волей принимает решение. То есть, слово «метаноя», оно вовлекает все естество человека, оно касается, действительно, его разворота.
Когда-то, Ярл Николаевич Пести, по радио, много лет тому назад, проповедовал и говорил: «покаяться, это значит выполнить команду: “кругом”». Для тех, кто служил в армии, знают, что это такое. Это значит внезапно, после этой команды, после того когда человек шел в перед, он разворачивается и идет на 180о, идет назад. Вот это то, что проповедовал Иоанн.
Теперь представьте себе, проповедует Иоанн, выходит огромная масса людей, и он встречает их этим словом: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Что это значило для этих людей? Прежде всего, слово «покайтесь», означает, признать свою греховность. Это самая больная точка для всех нас, для всех людей вообще, для христиан в частности. Дело в том, что мы хотим к Богу, но мы очень и очень хотим прийти к Нему на своих условиях, прийти к Нему с осознанием своей ценности, прийти к Нему с тем, что бы своего не отдать, своего не потерять. Но когда Иоанн провозглашает, и когда он говорит: «покайтесь», он имеет в виду: «осознайте, что вы человек грешный».
Что такое – греховность?
I. Признание своей негодности.
Во-первых, это признание своей негодности. То есть это полная моральная несостоятельность. Опять-таки, заметьте, когда мы говорим признать греховность, помните такое выражение: «грешен батюшка, грешен». Очень часто употребляют это выражение. Его употребляют для того, что бы «отцепились». «Все мы грешные» - так говорят очень часто. Но признать свою греховность, это понять, что вы лично, что я лично, морально не состоятельный. Все то, что мы делаем, так ничтожно и мелко. Все то, что мы делаем, оно не дотягивает до Божьих стандартов, вот что значит покайтесь, братья и сестры. И как нам с вами не хватает сегодня этой глубины покаянного сердца. Как часто мы сегодня приходим к Богу переполненными самим собой. Вот почему мы не получаем благословение от Него, вот почему, в какую бы вы церковь не пришли, вам не понравится. Вам может понравиться сегодня – завтра не понравиться. Почему? Потому что церковь – это место, где каются. Церковь – это место, где понимают свою ничтожность. И тогда, когда этого не происходит, церковь теряет свой смысл, она превращается в клуб, а клуб может быть хорошим или плохим, но он так и останется клубом. Вот почему, дорогой друг, если ты сегодня хочешь получить благословение от Бога, пойми, что твое покаяние сегодня начинается с твоего личного, глубокого осознания твоей моральной несостоятельности.
Смотрите в девятом стихе фарисеи успокаивали себя, и они говорили, что они дети Авраама. Они пришли: «мы не такие, как прочие люди, мы дети Авраама». Они пришли каяться, но они принесли себя, они принесли свои заслуги, они принесли свои титулы, они принесли свою родословную, они принесли свое мировоззрение, свою точку зрения, свои позиции. Иоанн встречает их и говорит: «нет, это не пойдет; нужна революция, нужно полное свержение старого строя, нужен полный отказ от всей той системы ценностей, в которой вы привыкли жить». Готовы ли вы сегодня к этому, братья и сестры?
Представьте себе, как выглядели бы вы, когда вы предстали бы вот в том окружении, в той обстановке перед Иоанном Крестителем, который обращался к людям, и говорит: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». И так, первый элемент признания греховности, что бы признать свою негодность, что очень трудно.
II. Сожаление о грехе.
Второй элемент, это сожаление о грехе. Помните, блудный сын? В Евангелии от Луки описана такая история, когда он покаялся, послушайте, что сказано о нем:
Лк.15:17-19 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Вы знаете, когда мы говорим о признании греховности, мы очень часто понимаем некоторые отличающиеся вещи или понимаем что-то другое. Например, человека поймали, он признал свою греховность. Например, человек грешил, грешил и дошел до того, что он употреблял наркотики, и дошел до того, что у него печень развалилась, он очень сожалеет о том, что он употреблял наркотики, но совсем не потому, что он согрешил перед Небом. Он сожалеет, потому что печень каждый день напоминает и так далее. То есть, мы можем сожалеть о последствиях греха. Здесь сказано о том, что этот молодой человек сожалел о том, что он причинил боль своему отцу. Вот что такое покаяние.
Признать свою греховность, это признать, что наша жизнь, наши действия, наши мысли, наши слова, они причиняли боль Богу, они были восстанием против Бога, нападением на Его святость. Вот почему, нам необходимо сожалеть о грехе, нам необходимо признавать, что мы заслужили Божий гнев. Посмотрите здесь же в этой истории с блудным сыном, истории этого покаяния, написано, он говорит:
Лк.15:19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Это человек, который покаялся, он пришел без претензий. Он пришел, и он готов к любому наказанию, он знает, что он его заслужил. Он не пришел для того, что бы оправдываться, он не пришел для того, что бы найти какую-то уловку: «да ты, отец, вообще-то сам меня вынудил, если бы ты меня не вынудил, я бы и не ушел и всей бы этой плохой истории не случилось; или брат вот мой меня вынудил, ты-то отец хороший, но он меня «доконал», он довел меня до ручки, что я хлопнул дверью и ушел, оставил вас всех здесь». Это наша человеческая манера объяснения своих поступков – это не покаяние.
Иоанн Креститель проповедует, и он говорит: «покайтесь, осознайте свою греховность, поймите, что вы достойны наказания, что вы достойны Божьего гнева».
Смирение перед Богом.
Кроме осознания своей греховности, покаяние включает в себя смирение перед Богом. Очень важный момент, посмотрите:
Мф.3:3Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Речь идет о следующем, когда мы говорим о покаянии, мы говорим о том, что я преклоняю свою жизнь перед Господином неба и земли. Это означает, что я признаю Его господство, я признаю, что Он имеет право на мою жизнь. Вот почему я бегу и ровняю землю, вот почему я выравниваю кочки, я засыпаю ямы. Почему? Потому что я знаю, что это мой Господин. Вот почему, когда я живу, я отказываюсь от чего-то, и я наоборот делаю что-то, я избегаю каких-то вещей. Почему? Потому что я знаю, что этого хочет мой Господин. Я знаю, что Он достоин всей моей жизни. Он достоин моего естества. Он достоин моих мыслей, моего сердца. Он достоин того, что бы я свою жизнь построил на основании Его системы ценностей. Вот что значит покаяться.
Покаяние – это смерть гордеца и появление на свет человека покорного Богу. Это отказ от гордыни, отказ от эгоизма, это подчинение себя Богу. Это готовность исполнять Его волю.
Блудный сын пришел к отцу, и говорит: «я готов, прими меня в число наемников». Знаете кто такие наемники? Это те, которые беспрекословно выполняют любое приказание. И блудный сын пришел для того, что бы: «да отец, я хочу делать то, что тебе угодно».
Посмотрите, пожалуйста, на современное христианство, посмотрите на вашу жизнь и посмотрите насколько много сегодня видно, вот в этой армии христиан готовности следовать воле Божьей. Что-то не так, где-то или это революция не произошла, или где-то каким-то образом она затуманилась в сознании людей. Люди сегодня приходят к Богу, но они приходят к Нему, как к Тому, кто им что-то даст. И очень мало сегодня людей, которые пережили покаяние, отказались от своего эгоизма, пришли к Нему и сказали: «говори Господи ибо слушает раб Твой, я готов делать то, что Тебе угодно».
Изменение жизни
Третья составляющая покаяния, это изменение жизни. Заметьте, это не только осознание своей греховности, это не только смеренное преклонение перед Богом, это еще и изменение жизни.
Посмотрите, пророк Исаия 40 глава, это та глава, из которой цитирует Иоанн Креститель, говорит:
Ис.40:3-4 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
I. Изменение мышления
Вы знаете, изменение жизни начинается с изменения мышления. Нам нужно научиться мыслить по-другому. Просто так невозможно, друзья, если вы хотите, если вы обнаруживаете в своей жизни что-то, что противно Богу и вы видите это, и вы понимаете это, начните, прежде всего с того, что бы поменять мышление. Люди всегда действуют в соответствии с тем, как они мыслят, вот почему мы говорим, что покаяние, эта метаноя, это слово, которое говорит, прежде всего, о перемене мышления. Позвольте Священному Писанию, позвольте Слову Божьему сформировать ваше мышление, поставить их в правильное место, поставить эти мысли в правильную зависимость друг от друга, научитесь жить таким образом.
Вы знаете, о блудном сыне сказано, что его покаянию предшествовало одно слово, там написано: «придя же в себя». Когда он пришел в нормальное состояние ума, то есть, он был увлечен всякими разными вещами, но началось его обращение с той точки, когда он пришел в себя, когда он позволил здравому смыслу, когда он позволил вот той точке зрения, которая царствовала там, у отца, проникнуть в его сознание, и навести в нем порядок.
Сегодня в жизни многих из нас хаос, потому что мы не позволяем Его слову упорядочить наш мир, потому что мы далеки от того, что бы это слово влияло на нас, действовало на нас, что бы оно определяло наше мышление, наши слова, наши действия. Сегодня, когда мы говорим о революции души, когда мы говорим о покаянии, мы говорим, прежде всего, о том, что нам нужно начать с изменения мышления.
II. Изменение привычек
Кроме изменения мышления, это еще изменение привычек. Вы знаете, мы многие вещи делаем по привычке. Вы по привычке чистите зубы, вы не думаете о том: «возьму в правую руку зубную щетку, в левую руку тюбик» или, может быть, вы наоборот это делаете, я не знаю, как вы это делаете. Когда вы едете на машине, вы не говорите себе: «так, сейчас я переключу скорость, а потом нажму…» что-нибудь там, газ или кто что нажимает, кому что нужно. Мы делаем многие вещи по привычке, это благословение, которое у нас есть, Бог дал нам эту способность, что бы наш разум не был занят всей этой тысячью разных вещей. Но кроме хороших вещей, мы и плохие вещи делаем по привычке. Мы по привычке много говорим, там, где не надо говорить, мы по привычке гневаемся, мы по привычке раздражаемся, мы по привычке смотрим туда, куда не надо смотреть, мы по привычке допускаем какие-то мысли в своем сердце, которые не должны там быть. Поэтому, когда мы говорим о покаянии, дорогие друзья, это не один раз выйти и на коленях склониться в молитве, абсолютно не это. Покаяние, это революция, требующая перестройки. Это перестройка ума должна проникать в перестройку нашей системы привычек, нам нужно перетренировать себя, дорогие друзья. Если вы ходите туда, куда не нужно ходить, перетренируйте себя, позаботьтесь о том, что бы вы оттренировали себя снова. Почему? Потому что вы делаете это по привычке.
Не приходилось ли вам замечать такую вещь, когда вы ездите домой всегда в одну сторону, и потом вам нужно было чуть-чуть на другой квартал к соседу заехать, и вдруг, вы обнаруживаете, что вы уже проехали поворот, вы просто думали, и вы автоматически поехали туда, куда вы всегда ездите. Вот точно так, человек пришел ко Христу, и он хочет пойти туда к Нему но, когда он не внимателен, он становится на те прежние рельсы свои автоматически, заезжает опять в те проблемы, в которых он привык находиться. Вот что такое покаяние, дорогие друзья. Это не только перемена мышления, это перемена – изменение привычек наших с вами, конкретно ваших привычек, не соседа, не занимайтесь соседями, не занимайтесь своими братьями и сестрами, мамами и папами, займитесь собой, прежде всего, посмотрите на вашу жизнь и перетренируйте ее. Составьте список, проанализируйте, сравните ее со Священным Писанием, проанализируйте, где вы теряете время, проанализируйте, где вы реагируете неправильно, проанализируйте, с кем вы общаетесь, и как это общение на вас влияет. Вот что такое покаяние.
Вы знаете, апостол Павел писал об этом в послании к Ефесянам в 4 главе, слушайте, он говорит о том, что бы мы приобретали новые привычки:
Еф.4:29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
То есть смотрите, вместо того, что бы говорить плохое, говорить те вещи, которые разрушают, апостол говорит, научитесь, натренируйте себя говорить добрые слова, которые бы приносили благодать в место этого.
Еф.4:30-32И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Если у вас проблема с тем, что у вас автоматически принимается хмурое выражение лица, позаботьтесь о том, что бы вы могли перетренировать себя, что бы вы автоматически улыбались, что бы автоматически у вас глаза светились добром. Здесь так написано, смотрите:
Еф.4:31Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
Но наоборот вместо этого натренируйте себя, научите, что бы вы могли быть друг ко другу добры, сострадательны, прощать друг друга, что бы вы искали этого, поставьте перед собой эту цель.
III. Изменение отношения к людям
Кроме того, что изменение жизни требует изменение мышления и привычек, это еще изменение отношения к людям. Помните, как Закхей каялся? Когда он покаялся, он сказал: «Господи, кого обидел, вчетверо воздам, я поменяю отношение к людям, я пойду к ним и я скажу: «я перед вами виноват, я воздам». Вот что значит покаяние.
Это не как-то потихоньку, где-то проскользнуть, абсолютно не так. Покаяние – это признать, что я был не годным, это признать, что я не прав, это признать что, то, что я делал, достойно осуждения и наказания, и пойти исправить все. И пойти туда к этим людям, извиниться перед ними и просить прощения, и если мы в чем-то согрешили или в чем-то виноваты, сделать все, что бы исправить. Во всяком случае, так делал Закхей, он изменял отношение к людям.
И так, покаяние, это не только осознание своей греховности, это не только смирение, это еще и изменение жизни, кроме того, мы здесь видим, что покаяние, это что-то такое, что провозглашается всем.
Посмотрите, как это делал Иоанн, он приглашал людей, и он провозглашал им и говорил: «покайтесь». Что это значит? Он говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас». Вы знаете, крещение – это публичное свидетельство о происшедшей перемене. Вот почему он тогда приглашал людей. У нас, вы знаете, как-то крещение во многих церквях и в нашей традиции, так скажем, евангельской, часто получается так, что крещение, это какая-то формальность. То есть люди, они там прошли уже достаточно много и им экзамены сделали, и потом каким-то образом их допускают, и они крестятся. Крещение во время Иоанна, было признание своей греховности. Люди, которые шли креститься, они говорили: «я действительно негодный человек, который был достоин осуждения и гнева, и я сейчас хочу сказать, что я оставляю всю эту негодную жизнь, и я буду жить для Бога».
Крещение имеет свое начало, свой корень, из израильского закона, закона Моисеева, где было такое правило, что бы человек, который присоединяется к евреям, к иудеям, этот человек, должен был совершить ряд традиционных церемоний. Одна из церемоний заключалась в жертвоприношении, они приносили специальные жертвы. Вторая церемония – мужчины проходили обрезание, еще один символ принадлежности. И потом, была еще одна церемония – омовение. Совершалось специальное омовение, которое символизировало, что вся нечистота жизни в язычестве осталась там, и сейчас, когда человек присоединяется к народу Божьему, он принимает его святость.
И так, мы говорили о том, что такое покаяние. Достаточно радикальная вещь, не так ли? Это революция, настоящая революция, которая должна произойти в человеке.
И сегодня, бедственное положение в христианстве, в большой степени, является результатом того, что очень многие люди пришли в церковь и не пережили революцию, никогда их до глубины не потрясла их собственная греховность и нужда в Боге. Может быть, когда-то они и понимали, что они грешники, но никогда они не позаботились о том, что бы изменить жизнь, что бы это покаяние действительно пронизало все их естество.
2. Почему нужно каяться?
Второй вопрос. Почему нужно каяться? Иоанн говорит здесь, посмотрите:
Мф.3:1-2 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Я уже говорил о том, что идея «Царства Небесное», была достаточно хорошо известна евреям, которые тогда жили. Это означало примерно следующее: вы знаете, что Бог идет, вы сегодня должны встретиться с авторитетом Божьим.
Когда-то много лет до Иоанна Крестителя был еще один пророк, его звали Даниил, этот пророк показал очень ясно о том, что будет время для царства. Посмотрите:
Дан.2:44И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится…
В этих видениях, которые Бог давал Даниилу, там было место для всех вот этих царств. Помните? Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое, Римское и потом, когда камень оторвался и без участия рук человеческих, разрушил эту статую, этого большого истукана, которого видел царь вавилонский в своем сне. Старались избегать произношений имени Бога, потому что они думали, что они осквернят имя Бога своими не чистыми устами. И поэтому, они всегда заменяли, они говорили не Царствие Божие, как это Лука говорит (Лука был язычником, он был греком), а Матфей говорит Царство Небесное. И он пишет для евреев, и он употребляет эту фразу, но она означала для всех их не царство там, на небе, а то, что сегодня, сюда на землю, Божье Царство, Его власть, которая на Небесах, она сегодня пришла сюда.
Вы помните, в Евангелии от Матфея 22 главе, Иисус Христос рассказывал притчу о званных на брачный пир? И в этой притче, Он говорил о том, что человек, который пригласил на этот брачный пир своего сына, пригласил званных. Он послал, и многие люди ходили, звали, но вместо того что бы слушать, их побивали камнями, их не слушали, их отвергали. И тогда, он послал по улицам и площадям, и пригласил все тех, кто не был достоин, и пригласил всех тех, кто валялся там, где-то у дороги, не был абсолютно подходящим к этому месту. Пригласил их, помыл их, очистил, дал им брачные одежды, и все они пришли и были на этом брачном пире. Эта история показывает нам то, что произошло с народом израильским. И дальше, в Евангелии от Матфея, мы увидим ту точку, в которой Иисус Христос поворачивается и говорит: «се, оставляется дом ваш пуст». Он действительно принес царство обещанное, принес Своему народу.
Евангелист Иоанн в Иоанна 1:12 говорит о том, как они прореагировали на это царство:
Ин.1:11-12Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Сегодня, дорогие друзья, звучит тот же призыв: «приблизилось Царство Небесное». Сегодня, каждому из нас нужно понять, братья и сестры, что мы стоим перед авторитетным, великим, небесным Судьей, перед Богом и Владыкой, перед Тем, кто Царь, перед Тем, кого не устраивает меньший прием, Ему нужен только царский прием. Почему? Потому что Он является царем. Он достоин полного нашего посвящения, Он достоин того, что бы мы могли повторять вместе с Иисусом Христом: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя».
Вы знаете, что восстановление отношений с Богом не возможны без покаяния и каждый раз, когда вы слышите слово Божье, каждый раз вы принимаете решение: или же вы склоняетесь перед Божьим авторитетом и разравниваете свои стези, или же вы, бунтуя против Него, продолжаете движение в свою сторону. Вот почему нужно каяться. Потому что мы встретились с авторитетом Бога – мы должны Ему подчиниться.
3. Как не нужно каяться?
Очень коротко попробуем ответить на последний вопрос. Как не нужно каяться?
Мф.3:7-12 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8сотворите же достойный плод покаяния 9и не думайте говорить в себе: 'отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 11Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Очень интересная история. Казалось бы, если человек не хочет каяться, зачем ему вообще это? Зачем книжники и фарисеи шли туда? Для того, что бы услышать такое грозное предупреждение? Оказывается, фарисеи и книжники, а в Евангелии от Луки, Лука говорит не только о фарисеях и книжниках, а о многих людях вообще, оказывается люди приходят к Богу и по другим причинам. И не только по тем причинам, что бы иметь с Ним правильные отношения на Его условиях, они приходят из разных причин.
Не нужно каяться из суеверия.
Первая причина, которая отражается здесь по которой не нужно каяться – не нужно каяться из суеверия. Что это такое?
Мф.3:7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Фарисеи были достаточно самоуверенные, они были уверены в своей религии, они были уверены в том, что они делают, они были уверены в том, что они правы. Но вдруг, появился пророк, вдруг появился кто-то, кто стал привлекать к себе людей, и они в себе думают: «как бы чего не вышло, а вдруг и правда, а вдруг и в действительности там что-то серьезное». То есть эти люди идут, они идут креститься, они идут для того, что бы вместе со всеми совершить вот эту церемонию – Иоанн их останавливает. Нет смысла.
Иоанн очень интересную формулировку использует здесь, смотрите, он говорит: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Он говорит о змеях. Вот там, где он проповедовал, это пустынная, скалистая местность, там, где Иордан впадает в Мертвое море, не далеко оттуда, и те, кто бывали в Израиле или может быть, кто-то был в Калифорнии, где-то в пустыне Калифорнии, которая очень похожа на ландшафт, который в Израиле. Знаете, вот эти голые скалы и кустарники, такие колючки, которые растут, иногда эти колючки воспламеняются, и когда эти колючки горят, змеи бегут оттуда. И когда люди видят бегущих змей, они знают, что где-то там пожар, где-то там гнев, там где-то, что-то, откуда змеи бегут. И когда Иоанн проповедует, когда он говорит: «кто вам внушил бежать от будущего гнева», возможно, что там вокруг эти змеи ползают. И он видел, как вот эти хитрые, но в то же самое время ядовитые, жестокие существа, как они спасали себя от огня. Очень не хорошее сравнение, да? Очень такое темное сравнение, которым Иоанн Креститель очертил людей, которые приходят к Богу лицемерно. Они приходили к Нему из страха за свою шкуру, они приходили к Нему для того, что бы не потерять вот этого движения на волне, они были впереди всегда, а здесь смотрят, весь народ пошел почему-то к Иоанну. Им тоже нужно туда пойти, иначе авторитет потеряют, иначе все уже покрестились, а они не покрестились, они где-то в стороне остаются.
Я хочу вам сегодня сказать, братья и сестры – избегайте покаяния из суеверия. К сожалению, очень многие люди каются: как бы чего не вышло, а вдруг и правда то, что сказали, придет на меня. Покаяние должно быть революцией, полной переменой.
Не нужно каяться формально.
Вторая причина или второе качество, как не нужно каяться – не нужно каяться формально, не нужно каяться только внешне, это ничего не даст кроме заблуждения.
Мф.3:8-9 сотворите же достойный плод покаяния 9и не думайте говорить в себе: 'отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Это покаяние без перемены мышления, это покаяние без смирения, это покаяние без изменения жизни, это покаяние, основывающееся на мнимых заслугах. Иоанн объясняет, почему не надо формально каяться. Потому что, он говорит: «Бог смотрит не на ваши формальности, а Он смотрит на естество, Он смотрит на плод». Он говорит: «принесите плод, покажите результат». Он очень просто отправил этих людей, всю вот эту верхушку религиозную, которая пришла, он говорит: «разворачивайтесь, уходите, у меня с вами никаких дел нет». Почему? Потому что принесите сначала плод, покажите, что вы действительно люди пережившие покаяние.
Заключение.
Мф.3:11-12 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Это очень замечательный финал, это финальная черта, которой Иоанн подводит под своей проповедью. Этот финал сегодня касается нас с вами, друзья. Иоанн тогда говорил: «от качества вашего покаяния зависит, где вы окажетесь». Он говорит: «идет Тот; я только проповедник, я только пророк, я не достоин даже развязать шнурки на Его сандалиях, я не достоин даже носить за Ним обувь, но Он придет и перед Ним вы предстанете, и Он отсеет. И вот те, кто действительно покаялся, кто действительно изменился, Он будет крестить Духом Святым, Он присоединит их к церкви, Он присоединит их к сонму святых, не к формальной церкви, а к телу Иисуса Христа. Но тех, которые не покаялись или кто покаялся формально, тех, написано, соберет и сожжет так, как сжигают солому, огнем неугасимым».
Я хотел бы сегодня задать вам вопрос, братья и сестры: как вы каетесь? В каком состоянии ваша душа сегодня? Насколько ваша жизнь изменилась? Насколько ваше мышление меняется? Осознаете ли вы, являетесь ли вы участником вот этой церкви Иисуса Христа, в которую вас погрузил Дух Святой или же вы, где-то в стороне, или же вы, где-то продолжаете носить на себе тогу религиозности и при этом быть в группе тех людей, о которых Иоанн Креститель говорил: «солому сожжет огнем неугасимым?» Ваше решение сегодня!