Начать знакомство с афроамериканской музыкальной культурой следует с её истоков.
В первой половине XIX века положение негритянского населения в Северной Америке было, мягко говоря, неблагоприятным. К этому моменту укрепился рабовладельческий строй, мужчины и женщины были вынуждены трудиться на табачных и хлопковых плантациях в невыносимую жару, а также служить своим хозяевам, которые относились к ним, порой даже хуже, чем какой-нибудь патриций к своим рабам в Древнем Риме.
Не смотря на эти невзгоды, в минуты отдыха они собирались вместе, поддерживали друг друга, танцевали, пели песни, шутили над белыми плантаторами. Всё это постепенно и мало-помалу обогащало их народную культуру, расцвет которой произойдёт через музыку на рубеже XIX-XX века.
Жившие в непосредственной близости белые американцы не могли не обратить внимания на досуг негритянского населения, который поначалу воспринимали как что-то комичное, и в то же время интересное.
Blackface («чёрное лицо»)
Доподлинно неизвестно в какой именно год белые артисты решили гримироваться под негров. Исследователи по данной теме отмечают, что это явление существовало ещё 1810-х годах, однако все точно могут назвать период рождения т.н. менестрель-шоу, с которым обычно и связывают blackface, как культурное явление в Америке.
Это произошло на рубеже 1820-1830-х годов, когда начал формироваться менестрельный театр (менестрель-шоу) – в его основе лежали «негритянские» танцы, песни, комические сценки из жизни рабов на плантациях, исполнявшиеся загримированными белыми артистами.
Одним из первых актёров, кто начал это делать считают Томаса Дартмута Райса (1808-1860), который начал выступать в 1828 г. под псевдонимом Джима Кроу. Прототипом данного персонажа стал престарелый раб-конюх Кроу, за которым когда-то случайно наблюдал актёр. Ему понравились песни и пляски одинокого конюха, и он решил использовать это типаж на сцене.
И как показало время он не прогадал. За несколько лет он быстро прославился, и уже в 1835 году музыкальные композиции, состоящие из забавных сценок, танцев и песенок были настолько популярны, что их начали показывать в театрах крупных городов.
Расцвет менестрель-шоу
Уже в 1840-х годах появляется множество трупп менестрелей, которые гастролируют по стране: «Виргинские менестрели» (Virginia Minstrels) «Менестрели Кункеля» (Kunkle`s), «Менестрели Кэмпбелла» (Campbell Minstrels) и многие другие. В это же время менестрель-шоу становится самым популярным массовым развлечением.
А к 1850 году появляются и первые чернокожие артисты, и негритянские менестрель-труппы, которые на протяжении следующих десятилетий начинали постепенно теснить белых исполнителей.
Из чего состояло выступление?
Когда менестрель-шоу стало популярным видом развлечения, для него стала характерна общая структура выступления:
1. Общий танец и пение артистов, которые затем рассаживались на сцене. Затем следовал комический диалог ведущего (interlocutor) с типажными персонажами –братьями Тамбо (Brudder Tambo) и Боунзом (Brudder Bones). Их имена были обусловлены названиями музыкальных инструментов: Тамбо – играл на тамбурине, Боунз – на костяных трещотках (кастаньетах). Комический эффект достигался за счёт контраста героев. Ведущий всегда был напыщенным интеллектуалом, который разговаривал с братьями языком эрудированного человека, а те в свою очередь не понимали его, поскольку представали в амплуа «деревенщины» и говорили подчёркнуто безграмотно.
2. Далее наступала объёмная по содержанию интермедия «Олио». В ней артисты представляли вокальные, танцевальные и акробатические номера и пародии. Кульминацией этой части была клоунада и «рассуждения» одного из героев, обычно Тамбо или Боунза. Они произносили длинную комическую речь на темы науки, искусства и политики.
3. Заканчивалось сценками с песнями и танцами на тему жизни на плантации в фарсово-комическом, а иногда и в трогательном драматическом виде.
Как общество относилось к менестрель-шоу?
Расцвет таких шоу пришелся в аккурат к началу массового движения аболиционистов (лат. abolition «отмена»), выступавших за отмену рабства в США. Гуманистическая часть американского общества воспринимало это как явное и вульгарное проявление расизма.
Однако для многих, эти шоу оставались лишь одной из форм досуга и развлечения. Стоит сказать, что и отмена рабства в 60-х годах не положила этому конец. Немного изменим форму и содержание менестрель-шоу и blackface, в частности сохранялись в южных штатах вплоть до середины XX века.
В свою очередь, для негритянских артистов участие в них в XIX-XX веке было одним из путей в мир шоу-бизнеса и популярности. Само существование менестрель-шоу позволяло широкой негритянской аудитории – от сельского жителя до городского обывателя, идентифицировать себя с персонажами сцены и через это получать чувство коллективного единения с остальными
Тем не менее, не все находили такую форму «единения» разумной. Формирующая после 60-х годов прослойка негритянской буржуазии и интеллигенции находили такие шоу как оскорбительную карикатуру на черную расу, а тех, кто этим занимался не иначе как «расовыми предателями».
В 1943 году артист Пигмит Маркхэм выйдет с «блэкфейсом» на сцену в последний раз. Поклонники его творчества убедили его не использовать эту практику, что подвело символическую черту в эпохе существования менестрель-шоу.
Влияние на музыку
Во второй половине XIX века в программы менестрель-шоу начали попадать духовные песни (спиричуэлс), которые заложили основы для развития популярных видов афроамериканской музыки по типу джаза, блюза, ритм-н-блюза и многих других.
От менестрель-шоу спиричуэлс унаследовал манеру исполнения. В духовных песнях пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем и иногда танцами, их исполнение предполагало, прежде всего, коллективное участие.
Подробнее о спиричуэлсе мы поговорим в следующей главе...