Найти тему
Александр Майсурян

День в истории. Казнь "красного адмирала"

Рекламный плакат фильма «Броненосец «Потёмкин» (1925). Под восторженные крики мятежных моряков царский офицер-золотопогонник летит вверх тормашками за борт...

2 ноября 1907 года был казнён вожак восстания на броненосце «Потёмкин» Афанасий Матюшенко (1879—1907). Матюшенко одним из первых бросил клич к восстанию: «Довольно нас вешали, будем их вешать!». Лично убил нескольких из семи убитых офицеров броненосца, руководил арестом оставшихся. Его называли душою восстания. Позднее, в эмиграции, он встречался с Лениным, Горьким, Савинковым, Гапоном... Но остался беспартийным, о чём сам написал так: «Я за себя говорю, что я вне партий, потому что я хорошо знаю поговорку: не спросяся броду, не суйся в воду. Я хорошенько узнаю программы всех партий, узнаю, кто что хочет дать рабочим за пролитую кровь на баррикадах, к тому я пристану. Для меня хороши и те, и другие, а кто больше начальство бьёт, тот лучше». Беседовавший с ним литератор Владимир Поссе так его характеризовал:
«Матюшенко… в теорию не вдавался. А практика сводилась у него к уничтожению — именно к уничтожению, а не устранению — всех начальников, всех господ, и прежде всего офицеров.

-2

Афанасий Матюшенко (в центре) в Констанце, после сдачи броненосца румынским властям

Народ делился для него на господ и подчинённых. Примирить интересы тех и других невозможно. В армии и флоте господами являются офицеры, подчинёнными — нижние чины. Освободиться нижние чины могут лишь тогда, когда офицеры будут „попросту“ уничтожены. Сам он во время бунта на „Потёмкине“ собственноручно убил двух или трёх своих начальников. И ему казалось, что суть революции в подобных убийствах. В этом духе он писал кровожадные прокламации к матросам и солдатам, призывая их к убийству офицеров. Он думал, что при такой программе легко привлечь на сторону революции всех матросов и большинство солдат. Казакам он не доверял, считая их „продажными шкурами“… За границей он тосковал, рвался на родину, мечтал вторгнуться со своими „потёмкинцами“ в пределы России, чтобы поднять там общее матросское восстание. Себя он считал обречённым на смерть в бою или на эшафоте… Жить на эмигрантском положении он считал бесчестным, чем-то вроде предательства. В его представлении настоящий революционер тот, кто не только убивает, но и сам погибает».

-3

В июне 1907 года Афанасий Матюшенко с подложным паспортом и грузом бомб приехал в Россию. Вскоре оказался в руках полиции и был опознан... Владимир Поссе в своих мемуарах приводил рассказ одного из офицеров — свидетелей казни: «Видел я, как вешали пресловутого „красного адмирала“ Матюшенко… Казнь назначена была рано утром. Ещё не рассветало… Приговор ему читали долго, больше часу. Перечисляли все его преступления, чуть ли не против всех статей уголовного и военного кодекса. А он стоит, не дрогнет. Только по временам сплюнет в сторону. Кончили читать. Подошёл священник. Он его слегка отстранил рукой и пошёл твёрдо и легко к виселице, так что еле палач поспевал… Потом видно было, как большая тень от повешенного качнулась на стене».
Такие дела...

P.S. А это осквернённый правосеками памятник участникам восстания на «Потёмкине» в Одессе в 2018 году. На нём написали по-украински «Смерть красным палачам!». Но чьими же «палачами» были восставшие матросы с «Потёмкина»? Царских офицеров? Интересная солидарность через столетие украинских ультраправых с офицерством Российской империи...

-4