Найти в Дзене
Историк Андрей

Барон П.А.Т. Гольбах - главный враг церкви, философ, книги которого запрещали и сжигали 25 раз

"Рукописи не горят!" - утверждал писатель Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита", написанном в XX веке. "Еще как горят!" - иронически заметим мы, просто ознакомившись с историей Франции и Европы в XVIII, XIX и XX веке. В первый раз книга Гольбаха "Разоблаченное христианство" была запрещена и приговорена к сожжению во Франции в 1768 году. В последний раз 6 сочинений Гольбаха были включены Ватиканом в "Индекс запрещенных книг" уже XX веке, в 1948 году. Так что пресловутая незыблемость "слободы слова", которой так кичатся Западно-Европейские демократии не более чем примитивная пропаганда. И многочисленные исключения из так называемой "свободы слова" на Западе всегда действовали и действуют и не только в наше время. Полное имя одного из главных авторитетов из числа французских "энциклопедистов" звучало так: Поль Анри Тьерри (Пауль Генрих Дитрих) Гольбах, барон не Шесс, сеньор Ланда, Вольберга и других мест. Впрочем, до возраста в 21 год аристократ-барон был для всех просто сы
Оглавление

"Рукописи не горят!" - утверждал писатель Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита", написанном в XX веке. "Еще как горят!" - иронически заметим мы, просто ознакомившись с историей Франции и Европы в XVIII, XIX и XX веке.

В первый раз книга Гольбаха "Разоблаченное христианство" была запрещена и приговорена к сожжению во Франции в 1768 году. В последний раз 6 сочинений Гольбаха были включены Ватиканом в "Индекс запрещенных книг" уже XX веке, в 1948 году.

Так что пресловутая незыблемость "слободы слова", которой так кичатся Западно-Европейские демократии не более чем примитивная пропаганда. И многочисленные исключения из так называемой "свободы слова" на Западе всегда действовали и действуют и не только в наше время.

Полное имя одного из главных авторитетов из числа французских "энциклопедистов" звучало так: Поль Анри Тьерри (Пауль Генрих Дитрих) Гольбах, барон не Шесс, сеньор Ланда, Вольберга и других мест. Впрочем, до возраста в 21 год аристократ-барон был для всех просто сыном торговца.

Он родился в 1723 в местечке Эдесхайм в Германии и был на несколько лет моложе и Дидро, и Д’Аламбера. Немец по происхождению, он получил образование сначала во Франции, а потом в Нидерландах, в Лейденский университете.

В конце 40-х годов XVIII века Гольбах поселился в Париже, где продолжил свое образование и научную деятельность, посвятив свою жизнь "философии". Он до самой смерти никогда надолго не покидал свою вторую родину - Францию.

Барон П.А.Т. Гольбах (1723 - 1789 гг.) и его жена. В парижском салоне Гольбахов регулярно бывали Дидро, Д’Аламбер, Гельвеций, Руссо, Бюффон и др,, Его посещали английские ученые и философы Адам Смит, Давид Юм, Эдуард Гиббон и др. Фото из открытых источников
Барон П.А.Т. Гольбах (1723 - 1789 гг.) и его жена. В парижском салоне Гольбахов регулярно бывали Дидро, Д’Аламбер, Гельвеций, Руссо, Бюффон и др,, Его посещали английские ученые и философы Адам Смит, Давид Юм, Эдуард Гиббон и др. Фото из открытых источников

Унаследовав в 1744 году от своего дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в своем парижском особняке на улице Рояль-Сен-Рош, где со своей супругой регулярно собирал на обеды всех своих друзей - ученых-"энциклопедистов".

Его дом на улице Рояль-Сен-Рош справедливо называли "вспомогательной конторой "Энциклопедии". Гольбаха в кружке "энциклопедистов" с полным правом можно было назвать их библиографом и ученым-консультантом. Один из современников писал о Гольбахе: "Я не встречал человека более ученого и универсально образованного".

Помимо всего прочего многие ученые и литераторы, создатели знаменитой "Энциклопедии наук, искусств и ремесел" (1751 - 1780 гг.), такие как Дидро, Д’Аламбер, Гельвеций и другие, подолгу гостили в имении его тещи, Гранвале, где на лоне природы могли продолжить свои ученые дискуссии.

В своей научной и просветительской деятельности Гольбах преследовал три основные цели: борьба с религией и с католической церковью, борьба с социальным неравенством и борьба с королевским абсолютизмом.

Антирелигиозные памфлеты барона не потеряли своей актуальности и использовались в антирелигиозной пропаганде даже в XX веке. Например, его "Карманное богословие" было опубликовано в Москве в 1959 году тиражом в 200 тыс. экземпляров.

Посетив Англию, Гольбах заметил, что христианская вера среди образованных людей там почти угасла. Деистов, вроде Вольтера ("Если бога нет, то его следует выдумать") там великое множество, хотя откровенных атеистов почти нет, а те, кто есть, скрывают свой атеизм.

Имение тещи барона Гольбаха, Гранваль, где у него часто гостили его ученые друзья, "энциклопедисты". Современное состояние. Фото из открытых источников
Имение тещи барона Гольбаха, Гранваль, где у него часто гостили его ученые друзья, "энциклопедисты". Современное состояние. Фото из открытых источников

Обедая у барона, английский философ Юм как-то вдруг заметил, что не верит в существование атеистов, так как ни одного из них не видел. Тогда Гольбах, посчитав присутствовавших за столом, с улыбкой заявил: "Мне лестно, что я на первый раз из 18 присутствующих могу показать вам 15 атеистов!"

Атеизм Гольбаха, Дидро, Гельвеция и других французских ученых-"энциклопедистов" вырос не на голой почве. Он опирался на вольнодумцев эпохи Возрождения - Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, и казненного инквизиторами Этьена Доле.

Чаще всего Гольбах ссылался на работы Пьера Бейля, - он первым решительно размежевал религию и нравственность. Но его предшественниками помимо Вольтера и Дидро были не одни французы. И значение того, что делал Гольбах, выходило далеко за пределы Франции.

Монументальный труд Гольбаха "Система природы", созданный в тесном сотрудничестве с другими "энциклопедистами", стал своеобразным итогом всей западноевропейской материалистической философии и критики религии почти за три предыдущих века.

Однако сам Гольбах пришел к атеизму и материализму не в результате штудирования своих многочисленных предшественников, а от детального и всестороннего изучения новейших современных достижений естественных наук. Свои философские занятия он начал с переводов на французский язык книг по физике, минералогии, геологии, физиологии и металлургии.

Это были именно те науки, в развитии которых, Германия опередила Францию. Поэтому в "Энциклопедии" Гольбах почти в одиночку вел некоторые естественнонаучные разделы.

Антирелигиозные памфлеты П.А.Т. Гольбаха "Священная зараза"(1768 г.) и "Разоблаченное христианство" (1761 г.), изданные в Советском Союзе. Фото из открытых источниколв
Антирелигиозные памфлеты П.А.Т. Гольбаха "Священная зараза"(1768 г.) и "Разоблаченное христианство" (1761 г.), изданные в Советском Союзе. Фото из открытых источниколв

Раздел "Химия", например, состоял полностью из его статей. Он делил с Дидро все невзгоды, которые постоянно окружали процесс редактирования и печатания этого уникального издания и не бросил работу на полпути из-за трудностей, как это сделал Д’Аламбер...

Первой "бомбой", брошенной Гольбахом в стан церковников, был напечатанный в 1761 году памфлет "Разоблаченное христианство".

Самыми плодотворными для него оказались 1766 - 1772 гг., когда работа над "Энциклопедией" была в основном завершена. В эти годы были написаны почти все его антирелигиозные памфлеты - "Карманное богословие", "Здравый смысл" и "Священная зараза", а также "Естественная политика", посвященная вопросам государственного устройства.

В своем главном труде, в изданной в 1770 году, "Система природы" или "О законах мира физического и духовного", Гольбах сформулировал основные положения материалистической философии: Первичность и несотворимость материального мира, бесконечного во времени и пространстве; Материя - это совокупность всех существующих тел, состоящих из неизменных и неделимых атомов; Движение, то есть изменение, материальных тел предсказуемо, находится в причинно-следственной связи и подчиняется законам механики.

Таким образом, материализм Гольбаха носил еще метафизический и механистический характер. Но в своем материализме и атеизме Гольбах был намного смелее и последовательнее всех "энциклопедистов". Воинственный атеизм гольбаховской "Системы природы" напугал Вольтера. Резко отрицательно отозвался об этой книге Ж.Ж. Руссо...

В "Системе природы" Гольбах пишет об основных природных свойствах человека - о способности к ощущениям, о стремление к удовольствиям и о страхе перед страданиями, и о том. что образ мыслей человека определяется его способом бытия.

Книги П.А.Т. Гольбаха, изданные под чужими именами. Справа - "Система природы" или "О законах мира физического и духовного", автором которой указан уже умерший к 1770 году М. Мирабо. Фото из открытых источников
Книги П.А.Т. Гольбаха, изданные под чужими именами. Справа - "Система природы" или "О законах мира физического и духовного", автором которой указан уже умерший к 1770 году М. Мирабо. Фото из открытых источников

Человеческие страсти по его мнению носят природный характер и подчинены в человеке господству разума. "Народ может жить счастливо только тогда, когда его управление согласно (согласуется) с законами его природы", - утверждал Гольбах в "Естественной политике".

С "Системой природы" произошло то же, что и с трактатом Гельвеция "Об уме". В августе 1770 года, едва успев выйти, книга Гольбаха, в качестве автора которой значился давно умерший М. Мирабо, была сожжена по приговору парижского парламента.

Вообще ухишрения Гольбаха и его друзей в части выдуманного авторства в истории науки беспрецедентны. "Разоблаченное христианства" он приписал также уже покойному к тому времени Буланже, а "Священную заразу" - английским деистам XVII века - Трэнчерду и Гордону.

Причин такой мистификации было несколько. Первая - строгая конспирация: барону явно не хотелось на основании правительственного декрета 1759 года о запрете антирелигиозной пропаганды, подобно Дидро, сменить, пусть даже на некоторое время свои обеды на тюремную похлебку. Вторая - коллегиальность работы. Третья - личная скромность. Гольбах был начисто лишен авторского тщеславия!

На пять лет пережив Дидро, барон дожил до Великой французской революции. Они познакомились, когда Дидро был молод, а Гольбах, совсем еще юн, и дружба их продлилась десятилетия и сохранилась навечно.

И все же прав писатель Михаил Булгаков ("Рукописи не горят!"), - авторство Гольбаха в написании "Системы природы" и других его многочисленных сочинений, изданных под чужими именами. к началу XIX века благодаря его друзьям было неопровержимо доказано.

Так что и в этом наш неисправимый язвительный шутник и мистификатор в конце концов не просчитался.

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного!